30 января в российский прокат выходит «Москва слезам не верит» — тот самый фильм Владимира Меньшова, который в 1980 году посмотрела огромная аудитория в 84,4 млн зрителей. Удивительно, что этой запредельной цифры не хватило для первого места в годовом рейтинге — «Москва...» стала лишь второй, уступив боевику «Пираты ХХ века» (87,6 млн), но вот по наградам картина Меньшова соперника обошла вчистую. Премия «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм», победа в зрительском рейтинге журнала «Советский экран», Государственная премия СССР. И, разумеется, включение в неофициальный «золотой фонд» советского кинематографа.
Новое появление в кинотеатрах приурочено к 45-летию ленты — премьера «Москва слезам не верит» состоялась 11 февраля 1980-го. Конечно, это не самый широкий прокат, да и вряд ли у былого рекордсмена будут десятки миллионов зрителей. Но фильм этот знают, его любят и, скорее всего, людям будет интересно посмотреть его на большом экране, чтобы снова встретиться со знакомыми героями.
Актеры, которые их играли, свою порцию славы тоже получили. Алексей Баталов (Гоша, он же Гога, он же Жора) и до «Москвы...» был звездой союзного масштаба, а после выхода фильма его популярность взлетела до небес. Вера Алентова — супруга Меньшова, которую режиссер с трудом уговорил на роль Катерины Тихомировой — тоже прославилась. Про Ирину Муравьеву (не слишком удачливая в личной жизни подруга Кати Людмила) и говорить нечего — свой успех она закрепила через год главной ролью в фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал». А что остальные актеры? Рассказываем, чем для них стало участие в фильме Меньшова.
Раиса Рязанова
Напомним, что фильм начинается со знакомства трех девушек-лимитчиц, которые приехали в Москву, чтобы устроить свою жизнь. Спустя 20 лет Катя стала директором завода (что могло помешать её отношениям с Гошей), Людмила звезд с неба не хватала, но считала, что устроилась нормально. А вот героиня Раисы Рязановой получила то, о чем она мечтала — крепкая семья, дети и любящий муж.
У самой актрисы такого не случилось — у неё за плечами был студенческий брак с актером Юрием Перовым, который распался, когда Рязанова влюбилась в режиссера Юрия Григорьева, но и эти отношения сошли на нет после десяти лет неопределенности. В «Москву...» она попала достаточно случайно — у Меньшова был свой взгляд на героев фильма, и, например, Нина Русланова ему не подошла. А Рязанова — подошла. Вообще у этой актрисы огромное количество ролей — более двухсот работ в кино, она и сейчас активно снимается. Но большинство зрителей помнит её именно как Тосю из «Москва слезам не верит».
Борис Сморчков
Сморчков был актером «Современника» — правда, уже после ухода оттуда Олега Ефремова, — но и в кино снимался активно, до «Москвы...» у него уже было полтора десятка ролей. Как и у Рязановой, у него тоже был студенческий недолгий брак с однокурсницей Анной Варпаховской. Но в фильме Меньшова он сыграл примерного семьянина и верного друга, который готов облазить всю столицу, чтобы найти Катерине человека, в которого она влюбилась.
Роль Николая в картине, разумеется, не главная, но запоминающаяся — особенно тот эпизод, когда этот персонаж всё же находит Гошу («А что вообще в мире делается? Стабильности нет»), и его помнят в основном именно по этой работе. Рязанова рассказывала, что Сморчков во время съемок делал её предложение — они оба уже были свободны, так что могла бы появиться новая семья. Но она отказала ему — и их пути разошлись. Борис Сморчков умер в 2008 году, когда ему было всего 63.
Александр Фатюшин
Сыгранный Фатюшиным персонаж — не самый приятный во всех отношениях, хотя Людмиле поначалу казалось, что она поймала удачу за хвост. Но испытания славой Гурин не выдержал, спился, разрушил карьеру — и дело закончилось разводом. Для актера же это была рядовая работа — он лишь несколько лет назад окончил театральный вуз, работал в театре имени Маяковского, а в кино снимался изредка. У него, например, могла быть заметная роль в «Служебном романе» Рязанова, где он играл мужа секретарши Верочки, но травмировал глаз и работу не завершил. Эту линию режиссер удалил почти целиком. Роль в «Москве...» тоже прорывом не стала, хотя Фатюшина заметили.
Ну а зрители полюбили его после боевика «Одиночное плавание» 1984 года, где он играл одного из главных героев — бравого десантника, напарника персонажа Михаила Ножкина. В личной жизни у Фатюшина всё было спокойно — он был женат на своей коллеге по театру Елене Мольченко. Но в 2003-м актер скоропостижно умер — внезапная остановка сердца на фоне воспаления легких. Фатюшину было всего 52 года.
Юрий Васильев
У этого персонажа не было ни шанса добиться любви зрителей — он и беременную Катю бросил, и о дочке забыл на долгие годы, и Катерину с Гошей поссорил. Но именно ему принадлежат слова о том, что в будущем будет «одно сплошное телевидение, а ни кино, ни театра, ни книг, ни газет не будет. Что касается Васильева, то большая роль у него уже была — в середине 1960-х он сыграл главного героя в фильме Сергея Герасимова «Журналист». Эта работа оказалась в чем-то роковой — с тех пор Васильев опасался опуститься «ниже уровня „Журналиста“», из-за чего отклонял многочисленные предложения режиссеров.
В Малом театре у него тоже не складывалось — там были другие звезды, которые не пускали молодого коллегу даже к заветной роли Гаева в «Вишневом саде». Но он упорно продолжал работать в труппе легендарного театра, иногда появлялся в кино — на вторых-третьих ролях. В 1999-м получил звание народного артиста — и умер через несколько месяцев от внезапного сердечного приступа.
Наталья Вавилова
К кастингу в «Москву...» у Вавиловой был солидный послужной список — в кино она снималась с 15 лет, работала с Меньшовым в картине «Розыгрыш». Вот только на этот раз её родители были против новой роли — Наталья уже окончила школу, поступила на курсы в МИД СССР, актрисой быть не собиралась. Помог Баталов, который на пару с режиссером всё-таки продавил сопротивление девушки и её семьи. После «Москвы...» Вавилова поступила во ВГИК, продолжала активно сниматься...
Она вполне могла стать звездой уже нового российского кино, но во время съемок фильма «Николай Подвойский» случилась травма, и режиссер, который обещал подождать её выздоровления, обманул. После этого случая Вавилова с кино почти покончила — у неё было ещё две роли, одна из них — в картине её мужа, режиссера Самвела Гаспарова.