Слабое звено
В Большом театре нам озвучили главное правило умного зрителя: «Делайте покупки только в кассах театра, на сайте www.bolshoi.ru и у наших официальных распространителей» (на сайте Большого есть список из 7 «хороших» продавцов). Администрации других театров тоже уверены, что это единственный способ уберечься от мошенничества.
«Перекупщики постоянно стоят у нас под окнами, — рассказала “АиФ” директор Театра Наций Мария Ревякина. — Но, покупая билеты с рук или на сайтах неаккредитованных билетных агентств, вы рискуете быть обманутыми». Театр Наций, как и большинство коллег по творческому цеху, заключил договора с крупными билетными операторами — среди них bigbilet.ru, ticketland.ru и kassir.ru.
Кстати, ушлые мошенники подделывают и их бланки тоже. И продают в соцсетях с невинными комментариями: «Заболел ребёнок, не могу пойти. Печалька... Кто выручит?» Жертва отдаёт 1,5-10 тыс. руб. за кусочек ничего не стоящей бумаги и испорченный вечер. «Будьте бдительны. Если вам предлагают билет на бланке строгой отчётности (якобы купленный в нашей кассе), есть простой способ узнать, подлинный ли он, — объяснил “АиФ” гендиректор Тicketland.ru Виталий Виноградов. — Как говорят кассиры, надо лишь плюнуть на бумагу и потереть это место пальцами. На них осталась краска? Это подделка. Ведь наш бланк — это термопечать на специальном принтере с различными степенями защиты и голограммами. От попадания влаги буквы на нём не могут полинять».
Ещё один вид фальшивок связан с электронными билетами. «Сегодня таких подделок очень много, — уверен Илья Альтшулер, исполнительный директор Кassir.ru. — В соцсетях создаётся фейковый аккаунт, на котором предлагаются билеты со скидкой 50%. Обычно аккаунты открываются под конкретное топовое мероприятие за 5-6 месяцев до его проведения. Аферисты прикрываются нашим добрым именем и собирают деньги через электронный кошелёк. Не попав на концерт, обманутые зрители видят, что аккаунт закрыт, и... звонят нам. Но поделать ничего нельзя. Они же не у нас покупали, а непонятно у кого. Последние массовые вбросы подделок были перед выступлениями Земфиры, Metallica и Rammstein».
Кто виноват?
Опасность может подстерегать вас там, где вы ждёте её меньше всего. Например, на выходе из самых известных зрительных залов. Там вас ждут не фальшивые, а «льготные» билеты. Молодые люди бодро всовывают листовки в руки людям, которые пребывают в самом благодушном настроении. Рекламщики верещат: «Бесплатно» или «Суперскидка!». Ну и конечно, вы услышите про «звёздный состав самых известных актёров России!» Таким нехитрым способом москвичей заманивают на антрепризные спектакли.
«Очень неприятное соседство, — признаётся Наталья Виноградова, замдиректора по работе со зрителем МХТ им. Чехова. — Мы строго следим, чтобы флаеров и самих распространителей не было в помещении наших касс. Но запретить им стоять на улице перед театром невозможно». Компании, устраивающие такие представления с участием завсегдатаев телесериалов, не видят ничего предосудительного в подобном завлечении клиентов: «На флаере же написано, что это реклама!». А в московских домах культуры, где обычно и идут антрепризные постановки, вешают объявления у касс — обменяйте рекламные листовки на билеты. Так они отбиваются от недовольных зрителей, которым распространители флаеров обещали бесплатный проход.
Как рассказали «АиФ» в столичной полиции, с заявлением о фальшивках театралы и меломаны обращаются редко (хотя такие аферы подпадают под ст. 159 Уголовного кодекса РФ). И по размаху театрально-концертные подставы не идут ни в какое сравнение со спортивными: «Мошенники активизируются перед крупными массовыми соревнованиями, когда у официальных распространителей уже ничего нет».
Так что заранее предупреждаем фанатов, которые мечтают увидеть игры ЧМ по футболу в 2018 г. Лучше посмотреть матч по телевизору, чем отдать бешеные деньги за «лишний билетик» и остаться с носом.