Но не тут-то было!
Труженики крымской индустрии гостеприимства расслабиться мне не дали. Поскольку я тертый калач, я не стал рисковать всем своим отпуском, и взял путёвку на 3 дня, решив, что если понравится, я продлю.
Доблестные сотрудники пансионата тут же доказали мне, как я был прав. Ещё при оформлении путёвки они объяснили мне, что, несмотря на то, что заезжаю я в 2 часа дня, освободить номер при выезде я должен буду в 8 утра! Таким образом, мои три дня мгновенно превратились в два с половиной. Но это полбеды. Представьте себе: вы на отдыхе.
Чтобы освободить номер в 8 утра, вам нужно будет встать в 6. Во всем цивилизованном мире расчетный час в отелях и пансионатах — полдень. Отдыхающий или проживающий может спокойно выспаться, спокойно собраться, и у него есть время продумать и принять решение — остаться или съехать.
На этот мой аргумент невероятно «любезные» сотрудники отдела реализации путёвок ответили «мы не отель, а санаторий», и «мы предоставляем услуги не проживания, а лечения». Я посмеялся. Если исходить из их логики, то проживающего в гостинице выкинуть пинком под зад из номера рано утром нельзя, а вот пациента — можно!
Ну, таким отношением к пациентам в наше время никого не удивишь.
Но я ведь не мазохист, и принимать такое отношение безропотно не желаю.
Поэтому нелюбезным и невежливым тёткам из отдела реализации путёвок сообщил, что постараюсь поделиться своим опытом общения с ними с максимальным числом людей. На что они мне тут же ответили дословно: «Вы знаете, вы нас этим не напугали! У нас постоянные клиенты, и мы ничего не боимся».
Вообще, я искренне подивился такой позиции. Это всё равно, что сказать: «Да мы плевать хотели на ваше недовольство нашим сервисом! Нас не волнует имидж санатория и деловая репутация его персонал!». Такое поведение для сейлза подобно самоубийству.
Курортный бизнес в Крыму, вообще-то, непростой — сезон не очень длинный, и проблема заполняемости есть. Многие пансионаты даже в высокий сезон заполнены на половину.
Да и в этом пансионате места были, несмотря на разгар отпускного периода — 7-е августа.
Единственное, чем объясняется такая наглая самоуверенность — это место является ведомственным санаторием — он обслуживает сотрудников налоговой инспекции Украины. И понятно, что сотрудники прогибаются перед бонзами из налоговой инспекции, а на остальных плевать хотели. Но зачем тогда вообще пытаться представлять коммерческие услуги?
Несмотря на такие «перлы» работниц санатория, я бы не стал тратить свой отпуск на написание этой статьи, но...
Но у меня были впереди три..., ах, простите, два с половиной дня дальнейшего знакомства с «прелестями» тамошнего сервиса, который, смею вас уверить, полностью соответствовал первоначальному впечатлению. Итак, по порядку.
Питание
Сразу после оформления путёвки мы побежали в столовую — на обед. Даже в номер не въехали, т.к. обед здесь длится с 14 до 15-ти — кто не успел, тот опоздал. Достаточно было зайти в столовку, чтобы пожалеть о купленной путёвке.
Представьте себе типовое здание столовой, построенное лет 40 назад. Впечатление такое, что за 40 лет ничего не обновляли. Нет, конечно, стены в обеденном зале наверху недавно покрасили, но всё остальное... как будто перенесся на 40 лет назад в ПТУшную столовку. Хотя, я, может быть, несправедлив — возможно, некоторые столовые в профтехучилищах были на высоте.
Но, согласитесь, интерьер в столовой — не главное. Мы ж туда не интерьерами ходим любоваться, а поесть. Желательно, вкусно и полезно. И с тем и с другим в пансионате большие проблемы.
Обед тут отличается от завтрака и ужина тем, что есть «салат бар». Правда, к нашему приходу был он полупустой, но жалеть было не о чем. Представьте себе — Крым, разгар лета, а в «салат баре» такой выбор: 1. капуста 2. морковка. 3. свёкла. 4. огурцов уже не было. 5. помидоры. 6. болгарский перец. Всё это настругано кое-как и выглядит так, что появляются мысли о кишечных токсикоинфекциях.
Естественно, я сразу подумал: «и за это я плачу 240 долларов в сутки»?
Чтобы было еще более наглядно — две недели отдыха в этом пансионате обойдется вам на двоих примерно в 113 000 рублей! Это без перелёта — только проживание и питание. Перелет туда и обратно — 20 000 рублей. От аэропорта до санатория — 100 км — трансфер на машине — еще 4000 рублей. Итого, всё «удовольствие» — 140 000 рублей на двоих за две недели. Думаю, что любой сообразит, какое число курортов по всему миру будет счастливо предоставить вам действительно классный сервис за такие деньги.
После салат-бара мы сели за стол. У соседей по столу выяснили, что всё так и есть — это вся еда. Никакого выбора, никаких «шведских столов». На нашем столе стояла кастрюлька с жидким супом, которого было ровно столько, чтобы наполнить четыре не слишком глубоких тарелки.
На второе официантка принесла нам некое жаркое, размазанное по тарелке тонким слоем с таким расчетом, чтобы не было видно, что по объёму там примерно 2 столовых ложки жаркого и 3 столовых ложки гарнира. Вообще, тут все порции такие.
Я никак не мог поверить в происходящее. Думал, может, нас не в ту столовую направили. Но нет, всё точно — нам ведь дали прикрепительный талон к заведующей столовой.
Дальнейший опыт показал, что вся еда в пансионате примерно такого качества, и все порции такого объёма.
На завтрак: три тоненьких пластиночки сыра небольшого размера — не более 10 граммов. Мизерный кусочек масла — не берусь оценить, сколько в граммах — можете сами это сделать.
Закуска — либо вчерашний салат из «свежей» капусты (явно с ужина остался), либо 2 дольки консервированного ананаса.
«Горячее» — шницель рубленый из «говядины» (на самом деле, минимум на половину из хлеба) и три столовых ложки гречки.
Чай уже заваренный в железном чайнике. Сахар лежит в «сахарнице», но ложки в ней нет, каждый лезет своей. Чай только черный, без вариантов, о зеленом никто даже не заикается. Кофе отсутствует в принципе. Правда, в ресторане для VIP (это за доплату) я видел кофе на столах — растворимый.
На обед — я уже говорил про «салат-бар» (пишу в кавычках, потому что без кавычек это оскорбление), второе — однотипное, а борщ «со сметаной» заставил меня подойти к администратору и спросить: «А где сметана?».
Я всё думал: что мне это напоминает? Школьную столовку? Не совсем. Там все же немного по другому, и в московских школах сейчас питание в столовых будет все же намного лучше — я как то раз заходил к сыну. И вот, на третий день пребывания в пансионате я, наконец, понял, что напоминают мне по вкусу, количеству и качеству эти «блюда»! Детский дом! Это ровно детдомовская кухня. У меня под патронатом 200 детских домов, я всегда любопытствую, чем детей кормят — в среднем примерно так. Бывает, что кормят лучше, бывает, немного хуже, но это всё за пределами среднестатистического.
Друзья, если вы думали, что в российских детских домах детей морят голодом — это не так. Кормят сносно, но не слишком обильно и не слишком разнообразно. Но прошу учесть — стоимость дневного рациона питания воспитанника детского дома в России примерно 160 рублей в день.
Сколько заложено на питание отдыхающих в одном из самых дорогих и элитных крымских пансионатов, я не знаю. Но количество и качество примерно как в российско детдоме.
Но я и в этом нашел несомненный плюс — за 3 дня сбросил 1,5 кило! Тут от корпуса до столовой если ходить — уже нехилый фитнесс получается — территория большая — потому что Харакс был княжеским имением, не хухры-мухры/
«Лечение»
Лечение тоже ставлю в кавычки по понятным причинам.
Пансионат позиционирует себя как санаторно-курортное учреждение, в котором вы можете «пройти комплексное обследование у высококвалифицированных специалистов», получить комплексное лечение и бла-бла-бла.
В реальности так: вас спрашивают: к врачу на прием пойдете? Отказываетесь? Неееет?!!! Ну ладно. Тогда завтра, в 8-20, в 5-й корпус, к Сосниной.
Просыпался я тут рано, в 6 утра, и не зря: в это время ещё были свободные лежаки. А через час свободных уже не было!!!
но про лежаки расскажу отдельно. А сейчас — про «лечение».
Ровно в 8-20 утра мы постучались в двери врачебного кабинета. Врач ещё даже халат не успела одеть, и была несколько удивлена нашим появлением (я так понимаю, врачей тут никто не информирует о том, сколько пациентов и на какое время к ним записано).
Врач спросила нас, есть ли жалобы — жалоб мы не предъявляли, но сказали, что хотели бы немного обследоваться, раз уж есть такая возможность. Анализы сдать, ЭКГ сделать...
Я ещё добавил про тредмил-тест и холтеровский мониторинг, но доктор сочла это издевательством:
— анализы?! Да вы что! У нас на анализы очередь! Лечение какое нибудь несложное — пожалуйста.
— Но помилуйте, как можно лечение без обследования назначать?
— Ну, у нас 400 человек, мы не можем всех сразу обследовать.
— Но они же у вас не одномоментно заезжают, все 400 сразу?
— Ну, я вам напишу, но вы там сами договариваайтесь...
— .....?????
Продолжение следует
Должен вам сказать, что когда то одним из самых неплохих мест в Крыму был именно этот пансионат.
Вообще, почти все крымские пансионаты — это не создание трудолюбивых рук советских трудящихся, отнюдь. В массе своей это бывшие дачи и дворцы царской семьи и их приближенных. То есть уникальные ландшафты, уникальные парки Кичкинэ, Дюльбера, Ливадийского дворца, имения Харакс (ныне пансионат, о котором и пойдет речь) — всё это великолепие создано до революции. За последующие 70 лет советской власти в этих райских уголках были построены железобетонные скворечники, хоть и убогие, но зато дававшие возможность отдохнуть в бывших царских и княжеских имениях простым трудящимся.
После распада СССР заметных вложений в инфраструктуру этих пансионатов почти не делалось, их владельцы, меняющиеся, как перчатки, старались, без особых затрат, выкачать максимум из того, что дал Крыму Господь Бог, Российская Империя и СССР.