Коммуналка за Большим
- Начну рассказ о Москве балетной с Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (ул. Б. Дмитровка, 17) (1). Когда я поступил в хореографическое училище, именно там с 4 часов дня снимались помещения для обучения студентов. Девочек в хореографическом училище вела Суламифь Михайловна Мессерер, тётка Майи Михайловны Плисецкой. Она была совершенно изумительным педагогом, взяла меня партнёром к своим ученицам. Так как я был из бедной семьи, она меня водила подкармливать к себе домой.
Жила она в доме Хомякова за Большим театром (Кузнецкий мост, 6/3) (2). Там на втором этаже располагалась коммунальная квартира для работников ГАБТа: 20 скромных комнат, один туалет, одна кухня на всех. Жильцам не давали спать приезжающие машины с декорациями, которые разгружали каждую ночь. В этой коммуналке у Суламифь Михайловны были две комнаты, там впервые ещё ребёнком я увидел Плисецкую.
Она меня поразила красотой: рыжие волосы, громадные глаза, какой-то поразительно библейский вид. Я был влюблён в неё всю жизнь, Майя была колоссальной поддержкой для меня, звонила каждую неделю... Сама Плисецкая пишет, что у неё были очень сложные отношения с Мессерер. Тем не менее Суламифь Михайловна сделала для неё невероятные вещи: когда отца и мать Майи Михайловны арестовывали, маленькая Майя была на «Спящей красавице» с Мессерер. Суламифь Михайловна после спектакля сказала: «Майя, никуда не уходи, домой пойдёшь со мной», - и привела её в свою коммуналку. Потом она девочку удочерила - тем самым спасла её (отца Майи Плисецкой расстреляли).
Звёзды Большого театра жили и на улице Горького (ныне Тверская ул., 25/9) (3). В этом доме за собственные деньги купили себе квартиры опальные Майя Плисецкая, Марина Семёнова, Леонид Лавровский, бас-профундо Максим Михайлов. Квартира Плисецкой была очень скромной, она не любила роскоши.
А все те артисты Большого театра, которые шагали в ногу со временем, - Галина Уланова, Раиса Стручкова и многие другие - получили квартиры от государства в высотке на Котельнической набережной (д. 1/15) (4).
«Анну Каренину» провалила Уланова
А теперь отправимся в Большой театр (Театральная пл., 1) (5) - святая святых для поклонников танца. И место, где разворачивались многие балетные драмы...
Март 1989 г., 15-й подъезд Большого театра, что напротив ЦУМа. Вахтёр не пускает Мариса Лиепу: «Ваш служебный пропуск просрочен...» После этого знаменитый танцовщик получил инфаркт. У Мариса Лиепы был конфликт с руководителем (хореографом Юрием Григоровичем. - Ред.), поэтому от артиста хотели избавиться. В конце концов худсовет подписал всё, что хотел Григорович...
Историю Большого театра принято вести с 1776 г., когда губернский прокурор князь Пётр Урусов получил соизволение императрицы Екатерины II «содержать... театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра на улице Петровке на правом берегу Неглинки... Слева - 1960-е года, справа - 2016.
Фото: pastvu.com; АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Однажды выхожу из театра, бибикает машина. Марис приоткрыл дверь: «Садись. И прочти бумагу». Я читаю: «Танцовщику Марису Лиепе за аморальное поведение сделать выговор и исключить из партии». Ему «пришили» аморалку потому, что он развёлся с женой и ушёл к другой женщине. Но ведь дети Илзе и Андрис уже достигли к тому времени совершеннолетия... До этого с Лиепой то же самое было проделано в школе, где он преподавал танец. Над Марисом поиздевались прилично. Так избавлялись от всех, кто был неугоден...
Вспоминается ещё одна история. Майя Плисецкая впервые выступила как балетмейстер и поставила трёхактный спектакль «Анна Каренина» по Толстому. Идёт первый прогон, на худсовет, где решалось, пропустить или не пропустить спектакль, пришла министр культуры Фурцева. С ней рядом села Галина Сергеевна Уланова. Потом было обсуждение, кто хвалил, кто делал замечания. Когда все высказались, наступила тишина. И тут Фурцева поворачивается к Улановой: «Галина Сергеевна, что же вы мне всё время говорили, а сейчас молчите?» Та покрылась пятнами. И всё выложила. Что это драматический балет, а танцев в нём мало. «Анну Каренину» не пропустили. Майя пришла на следующий день в класс, я помню её бледное лицо... «Боже... Какой ужас... Ну как можно было уничтожить такую работу?» Она не ожидала, что Уланова может сделать подобное. Но Родион Щедрин, написавший музыку к этому балету, решил не сдаваться - взял блокнот и отправился к Фурцевой на приём: «Екатерина Алексеевна, я хочу записать все замечания, мы исправим и покажем вам ещё раз». Был второй просмотр, уже Плисецкая сидела рядом с Фурцевой. Спектакль пропустили, он шёл лет 10, неоднократно был показан за рубежом...
За Максимову переживали все!
Говоря о балете, нельзя не упомянуть о травмах, которые всегда преследуют артистов... У Екатерины Максимовой было серьёзное защемление нерва позвоночника, она не могла даже шевелиться. Её положили в Кремлёвскую больницу (Романов пер., 2) (6) на долгих 8 месяцев на вытяжку. Потом надо было ждать, чтобы наросли хрящи и закрепились.
Катя была хрупким человеком, как она всё это выдержала... Когда впервые после больницы она танцевала «Жизель», вы не представляете, что творилось в кулисах: весь театр был там, пройти было нельзя - так все за неё переживали. Её очень любили, она приятной, доброй была...
А закончим прогулку там, где артисты любили посидеть, - ресторан ВТО на Пушкинской площади (7). Мы беседовали, иногда даже пели песни и выпивали - случалось, делали это и в метро после спектакля. Брали водку за 2 руб. 95 коп., коньяк армянский по 4 руб. 15 коп. - живые ж все люди... Другое дело, что наша профессия требует идеальной дисциплины, и на следующий день все обязательно были на уроке...