Кино — вот жанр, который, казалось бы, полностью оккупировал 3D-территорию. Но в последние два-три года новые технологии осваивают и другие направления. Еще четыре года назад во Франции были организованы 3D-трансляции с теннисных и футбольных матчей, а три года назад три кинотеатра показали премьеру трехмерной версии оперы Моцарта «Дон Жуан».
В России выход классического искусства в мир новых технологий одновременно означает много и почти ничего. Значит, чтобы увидеть в 3D-формате, например, оперу, надо попасть в кинотеатр, в 3D-зал. Да еще, если это прямая трансляция, в строго определенное время. Это тоже доступно немногим.
Но с чего-то надо начинать, чтобы не искусство служило новым технологиям, а наоборот. Лучшего способа передать живую страсть оперного искусства, чем эффект 3D, пока не придумано, и первым в России это понял Валерий Гергиев, главный дирижер Мариинского театра в Петербурге.
Уже несколько лет Гергиев высказывает свой интерес к технологии 3D. Не у всех есть возможность поехать на досуге в Петербург и тем более «заскочить» на спектакль в Мариинку. Теперь с 27 декабря в трехмерный прокат выходит легендарный «Щелкунчик». Именно на это «ставит» сейчас Гергиев: расширение, считает маэстро, надо производить не за счет частоты и количества зарубежных гастролей и трансляций, а за счет привлечения интереса и другими средствами.
На 14 февраля 2013 у Валерия Гергиева запланирована беспрецедентная для России акция. Как раз подобное и происходило в 2009 году во Франции с «Дон Жуаном». Но если тогда всего три зала по стране могли увидеть похождения Дон Жуана в 3D, то сейчас в России Гергиев организует одновременную и прямую трансляцию оперы «Лебединое озеро» во все 3D-кинотеатры мира. А поможет в этом Мариинке не кто иной, как Джеймс Кэмерон, режиссер легендарного «Титаника». Гергиев планирует «учиться у него и у его команды», чтобы понять, что могут дать новые технологии такому древнему жанру, как опера.
Опера в 3D «совпала» с цирком в 3D
Тогда же, с 27 декабря, в прокат выходит 3D-шоу цирка «Дю Солей», снятое все тем же Джеймсом Кэмероном. «Cirque du Soleil: Сказочный мир в 3D» — так будет называться картина.
Популярность Цирка солнца, или цирка «Дю Солей» в мире огромна. А значит, есть пространство для маневров и экспериментов. Снятое 3D-камерами воздушно-акробатическое шоу с романтическим поцелуем в конце посвящено двум влюбленным, которые прорываются друг к другу сквозь разные миры, преодолевая трудности, — и обретают счастье. Спектакль вобрал в себя элементы целых семи представлений цирка. Общий сценарий писал Эндрю Адамсон — он же придумывал «Шрека» и «Хроники Нарнии». В 3D-версии спектакля мы найдем отсылки к «Фантазии» Уолта Диснея, «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла и балету «Лебединое озеро» Петра Чайковского.
Авторы не собирались просто снимать видеоверсию очередного живого выступления Cirque du Soleil. «Я хотел, — говорит Адамсон — показать зрителям шоу такими, какими их ещё никогда не видели, чтобы камера могла крупным планом показать, что делают артисты, показать в настоящем, полноценном 3D».
В главных ролях артисты цирка «Дю Солей» Эрика Линц и — внимание — россиянин Игорь Зарипов. По ходу представления они выполнят самые невероятные трюки, но закончится все поцелуем в воздухе. Ставил шоу Джеймс Кэмерон, и это было очень непросто. 3D-камеры должны были быть расположены так, чтобы не создавать помеху или угрозу для артистов. В итоге работа заняла 37 съемочных дней, из них общие планы снимали на обычных представлениях со зрителями, а крупные планы — на выходных.
В России 3D — это едва ли не последняя на данный момент надежда на расширение публики к «немассовым» сферам искусства. По задумке организаторов, цирковое представление в нем должно потрясающе выглядеть, а опера — потрясающе звучать. Главное — чтобы все титанические усилия не пошли прахом. А именно это произойдет, если предрассудки в наших зрителях окажутся сильнее, и вместо оперы или цирка публика отправится смотреть боевик или мультик.