Однако такой путь означает дальнейшее повышение нагрузки на федеральный бюджет. Поэтому Минфин предлагает модифицировать саму тарифную систему ОСАГО: сегодня базовая цена полиса рассчитывается исходя из регионального коэффициента, водительского стажа и других параметров, к которым может быть добавлен новый «социальный» коэффициент. Отметим, что текущий закон позволят это сделать.
Замминистра финансов Алексей Моисеев убеждён, что тарифный коридор должен стать более гибким, а автовладельцы из категории малоимущих граждан являются вполне безопасными водителями: «Например, у пожилых водителей большой опыт вождения, и они водят довольно аккуратно. Водители из многодетных семей тоже водят скорее аккуратно», — приводят его слова «Ведомости».
По мнению координатора общественного движения «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, инициатива Минфина направлена на выполнение поручения президента России Владимира Путина об оказании адресной поддержки. «Преимущественно такой шаг направлен на выполнение поручения Путина об организации адресной поддержки в связи с ростом тарифов ОСАГО, о чём было сказано на пресс-конференции 16 апреля. И это, конечно, правильно. Ведь рост цен на полис больно ударил по пенсионерам и многодетным семьям. Последним без машины вообще не обойтись, да и пенсионерам — как добираться до дачи? Другое дело, что такое решение выглядит чересчур прямолинейным и демонстрирует типичный принцип ручного управления», — заявил он АиФ.ru.
По мнению эксперта, логичнее было бы не создавать специальных коэффициентов, а просто разрешить автомобилистам приобретать франшизу по ОСАГО. То есть брать на себя часть страховых рисков. Это могло бы снизить стоимость полиса для всех без исключения и помогло бы дисциплинировать автомобилистов, убеждён глава «Синих ведёрок».
Напомним, что базовый тариф ОСАГО был повышен на 40% в апреле этого года. Кроме того, Центробанк значительно расширил так называемый «ценовой коридор» — то есть допустимый разброс цен, в пределах которого страховщики вольны устанавливать собственную стоимость полиса. Если раньше этот «коридор» был равен 5%, то в прошлом месяце он возрос до 20%.
Причиной для такого существенного подорожания послужило сразу несколько факторов: прежде всего, тариф был искусственно заморожен в течение предыдущих 11 лет. Это привело к постепенному оттоку страховщиков из убыточного бизнеса и даже возникновению дефицита полисов в ряде регионов России. Кроме того, в апреле была повышена максимальная сумма выплат за ущерб жизни и здоровью водителей, пострадавших в ДТП, — со 160 до 500 тысяч рублей. Причём выплаты теперь можно получить сразу, не дожидаясь окончания лечения. Наконец, из-за изменения методики подсчёта ущерба, также увеличились выплаты по «железу» — на 20–25%.
Другое новшество для страховых компаний готовит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В связи с ростом числа жалоб автомобилистов на навязанные при оформлении ОСАГО дополнительные услуги (например, страхование жизни) ведомство предлагает ввести так называемый «период охлаждения». В течение 14 дней с момента заключения договора страхователь вправе будет отказаться от всех ненужных ему услуг. Отметим, что страховщики уже выступали против данной инициативы в начале года — по их мнению, этот вопрос не должен регулироваться законодательно.