Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 5 минут
426

Ход в опасном направлении. Надо ли возвращать самоподготовку для водителей?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 40. В рифму со временем 01/10/2025
Сдача практического экзамена на право управления автотранспортом категории «B».
Сдача практического экзамена на право управления автотранспортом категории «B». / Евгений Одиноков / РИА Новости

Глава общественной организации «Национальный автомобильный союз» предложил разрешить будущим водителям самостоятельно готовиться к экзаменам на получение прав в ГИБДД, а заодно ввести обязательное обучение Правилам дорожного движения в школах. Соответствующее письмо он направил премьер-министру России. Инициативу комментирует автомобильный эксперт «АиФ» Игорь Моржаретто.

Не учат в школе

Мотивация у автора письма более чем серьёзная. В нём сказано (со ссылкой на данные НИЦ безопасности дорожного движения МВД РФ), что за 6 месяцев этого года в России на 4% увеличилось количество ДТП с участием несовершеннолетних, число погибших детей и подростков выросло на 3%, раненых — на 4,3%. В том числе растёт аварийность с участием малолетних велосипедистов. На основании этого делается вывод: одна из причин высокой аварийности и смертности — низкий уровень знаний ПДД всеми участниками дорожного движения, в частности несовершеннолетними. При этом в федеральных образовательных школьных программах нет такого предмета, как «Правила дорожного движения». Хотя у нас есть новый предмет — «Основы безопасности и защита Родины» (бывший ОБЖ + начальная военная подготовка). В рамках ОБЖ раньше ежегодно изучению ПДД должно было быть посвящено не менее 2 часов. Но насколько я знаю, в большинстве случаев это происходило формально (у самого дочь-школьница) или просто эти часы пропускали (за неимением специалистов по теме).

Теоретическая подготовка водителя
Это не только изучение ПДД и законодательных актов, но и занятия по оказанию первой помощи, оформлению самых разных документов, уроки психологии, устройство автомобиля.

А ведь правила поведения на дорогах должны знать абсолютно все, даже если вы никогда не сядете за руль. Это может спасти множество жизней. Но, увы, таких систематических уроков в школьных программах нет. Так что в этом я абсолютно согласен с руководителями НАС: занятия в школе по ПДД должны быть — и не только 1 сентября, а регулярно, с повышением уровня от года к году: сначала с точки зрения пешехода, затем — самокатчика, велосипедиста и так далее. В старших классах (по желанию) можно уже пройти курс управления мотоциклом и/или автомобилем. Уверяю, желающих будет хоть отбавляй! Но это только мои мечты. Эксперты говорят следующее: «Это вопрос финансирования, и в таком случае всё решается очень непросто». То есть решается никак.

Домашняя работа

Авторы письма также обращают внимание на «некачественную подготовку водителей в автошколах». Такой вывод можно сделать, если посмотреть статистику по сдаче экзаменов с первого раза. Но проблема гораздо сложнее. А глава НАС зачем-то предлагает вернуть в законодательство возможность самоподготовки.

И тут надо вернуться на несколько лет назад. Самоподготовка была официально разрешена, но количество учащихся, которые сдают экзамены с первого раза при обычном обучении, почти вдвое больше, чем тех, кто занимался сам. Это во-первых. А во-вторых, по некоторым сведениям, достаточно большое число таких «самоподготовленных» на самом деле были блатными, которым просто организовывали облегчённую сдачу экзаменов. То есть речь шла о коррупционных схемах.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 

Была и ещё одна причина отказаться от самоподготовки. Автомобиль, как известно, по закону считается «источником повышенной опасности», поэтому обучение должно быть только очным. Вы доверите своё здоровье (а может, и жизнь) хирургу, который окончил мединститут заочно, с помощью интернет-курсов? То-то... Поэтому в 2013-м самоподготовку запретили, допуск к экзаменам в ГАИ получили только выпускники автошкол, успешно сдавшие экзамены там. Как итог — аварийность с участием начинающих водителей (со стажем до двух лет) снижается. За 10 лет, прошедших с начала реформы, — вдвое: с 14,5 тысячи таких ДТП в год до 8 тысяч в 2024-м.

Кроме того, теоретическая подготовка водителя — это не только изучение ПДД и законодательных актов, но и занятия по оказанию первой помощи, оформлению самых разных документов (например, по европротоколу), уроки по психологии поведения водителя в сложных ситуациях, азы устройства автомобиля... В общем, во время теоретических занятий будущим водителям объясняют, как правильно и безопасно вести себя на дороге. Так что тут я не согласен с НАС: от практических занятий в классе даже по теоретическим предметам пока отказываться рано.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах