29 марта премьер министр провёл встречу с экспертами по вопросам повышения безопасности дорожного движения. Примечательным в этом мероприятии стало то, что, во-первых, оно продолжалось достаточно долго по времени. Это был долгий разговор, в котором были затронуты почти все аспекты. Второй момент — состав участников. Пожалуй, такое количество экспертов, не представляющих какое-либо ведомство (9 из 15 человек), ещё не участвовали в подобной встрече.
Свои доклады и высказывания озвучили: директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин, координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов, руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, автомобильный журналист и генеральный продюсер телекомпании LAV Productions Андрей Леонтьев, директор ООО «Автодория» Антон Куховаренко и другие участники.
Стенограмма заседания на сайте Правительства занимает более 20 страниц. Некоторые темы уже обсуждались, некоторые были подняты впервые. Медведев среагировал почти на все поднятые вопросы и дал несколько поручений подготовить отчёты о прововых, экономических или этических аспектах. Вот основные его высказывания:
- «Общая статистика также неблагоприятна, потому что у нас на 100 тыс. человек, к сожалению, гибнет гораздо больше людей, в несколько раз больше людей, чем в европейских странах. Притом что автомобилей у нас всё-таки меньше, чем в Европе».
- «Мне это просто понравилось, одну вещь только воспроизведу: «Помогают ли чиновникам удостоверения?». «Да, безусловно» – 69%, «Скорее да» – 28%, «Скорее нет» – 2%, «Нет, вряд ли такое возможно» – 0%. Хорошая тема. (в отношении проведенного социального исследования Высшей школы экономики «Сословия на дорогах: влияние социального неравенства среди участников дорожного движения на соблюдение правил (ПДД)»».
- «Поправили какие-то нормативы в правилах дорожного движения, в законодательстве – вроде не великий успех, а людям стало удобнее».
Статистика Подавляющее число происшествий – 87% – связаны с нарушением правил дорожного движения со стороны водителей, при этом погибло 24 тыс. человек (86% от всех смертей на дорогах).
Основными причинами смертности в 2012 году на дорогах стали:
– неправильный выбор скорости или несоответствие выбранной скорости условиям движения (44%, 10,5 тыс. погибших);
– выезд на полосы встречного движения (25%, более 5 тыс. погибших);
– нарушения правил проезда перекрёстков ( 1,5 тыс. погибших).Каждый шестой из 8266 погибших пассажиров не был пристёгнут ремнями безопасности.
Каждый пятый погибший ребёнок перевозился без детского кресла или удерживающего устройства.
Каждая восьмая авария связана в водителем со стажем до трёх лет. - «Поддерживаю, естественно, темы, связанные с ранней профилактикой, пропагандой правил дорожного движения, равно как и с тем, что нужно разобраться с социальной рекламой по этой теме».
- «Я поддерживаю, естественно, все технологические новшества, которые здесь прозвучали. Давайте обсудим, что нужно сделать, – и в смысле фотовидеофиксации, и в смысле соответствующих штрафов, и оснащения пешеходных переходов, и по проблемам ширины проезжей части. Не возражаю, чтобы посмотреть на нормативы. Но здесь мы с вами должны, конечно, понимать: мы должны диктовать такие правила, которые будут современными, мы не можем просто вопреки существующей логике взять и сейчас всё взломать, после чего соответствующими дорогами невозможно будет пользоваться. Но мы должны задавать более высокую планку, и в этом смысле и по нормативам, которые существуют в части дорожного движения, в части технологического оснащения дорог, нужно эти правила менять».
- «Я боюсь, что в ряде случаев это не прокатит. Личные разъяснения, особенно когда речь идёт о лицах, имеющих преимущества… Надо наказать примерно... уволить пять десятков человек с должностей за использование соответствующих преимуществ, в прямом смысле этого слова. Не надо наказывать – к уголовной ответственности привлекать или ещё что-то. Уволить просто! Это поможет. Причём на разных позициях: прокурор – значит, пошёл вон, ещё кто-либо из соответствующего списка – до свидания. И не за должностные нарушения. Может быть, человек идеальный, но если он этими вещами пользуется, к нему возникают вопросы. Так, во всяком случае, поступали и поступают в других странах. Я думаю, что если мы такую серию примеров создадим, абсолютное большинство законопослушных людей будет вести себя должным образом на дорогах, в том числе те, кто имеет определённые преимущества».
- «Согласен, что нам нужно уходить и от феодальных глупостей, и от того, чтобы существовало это ранжирование на дорогах, причём абсолютно ничем не оправданное».
Статистика Хороший уровень безопасности движения — трое погибших на 10 тыс. автомобилей.
В Англии, Японии — 0,5 погибших на 10 тыс. автомобилей
В большинстве стран мира — 1 погибший на 10 тыс. автомобилей
В России — 6,6 погибших на 10 тыс. автомобилей
В Индии, Китае и ряде африканских стран — 10 погибших на 10 тыс. автомобилей
(Россия поэтому показателю относится так называемой группе Risky States, это 10 стран, где происходит половина всех смертей на дорогах мира). - «Я сразу хотел бы сказать: я не возражаю против попытки (не уверен, что это легко получится) разграничить так называемое опасное вождение и неосторожное вождение, потому что очевидно, что тот человек, который сознательно идёт на злостное нарушение скоростного режима, не имеет умысла на совершение тяжких телесных повреждений или тем более убийство других лиц, но у него есть умысел именно на грубое нарушение правил дорожного движения. Криминализовать этот состав или нет?».
- «Хотя скажу прямо, что позитивная коалиция против нарушителей мне всё-таки более симпатична, чем негативная коалиция против чиновников, сотрудников ГИБДД или ещё чего-то, потому что очень часто все эти негативные коалиции – просто способ коллективного совершения правонарушений».
Наша сегодняшняя дискуссия проходила тоже, так сказать, по двум таким встречным трекам: что важнее для того, чтобы нам справиться с проблемами на дорогах – инфраструктура или мозги? Практически выступление любого оратора здесь сводилось или к одному, или к другому. Водители не виноваты – хреновые дороги, займитесь стандартами, поменяйте ответственность... Наоборот, водители абсолютно бескультурны, ездить не умеют, не хотят, пьют, вся проблема в них, а не в том, что у нас устаревшие стандарты, плохое покрытие, автомобили без ABS и так далее.
Цитаты участников встречи:
Константин Абрамов (член Совета Федерации, член Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения): «Снижается мотивация сотрудников ГИБДД к эффективному исполнению своих обязанностей. А уровень доверия к ним со стороны граждан самый низкий в системе МВД. Доля привилегированных участников движения, по экспертным оценкам, составляет от 2% до 10% в регионах, я об этом говорил, и от 20% до 40% — в Москве».
Михаил Блинкин (директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»): «Мы сохраняем варварскую штуку – «подмигивание»: «впереди инспектор ГАИ». Простая вещь: тот, кто превышает скорость, мне не враг, мой враг – инспектор ГАИ. Когда ты рассказываешь эту штуку своим зарубежным коллегам – смех в зале, аплодисменты. Вот это называется негативная коалиция. Если мы от этого не уйдём, то наше 40-летнее отставание от мировых практик, к сожалению…».
Пётр Шкуматов (координатор движения «Общество синих ведёрок»): «Соответственно, необходимо наконец-то взглянуть правде в глаза и сказать, что те нормативы, которые у нас определяют ширину асфальтированной части дороги, в общем-то, устарели и сами по себе представляют опасность». «Годами складывавшаяся позитивная коалиция людей, которые выступают за соблюдение правил дорожного движения, начала рушиться, в ней начались распри, она начала раскалываться на разные подкоалиции по причине совершенно недальновидных и резких поступков, которые сейчас совершаются в Москве, опять же, касаемо парковок и выделенных полос».
Ирина Яровая (председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции): «… это пропаганда уважительного отношения друг к другу на дороге. Потому что фактически даже по тем примерам, которые сейчас приводились, существует пропаганда способов избегания ответственности, не существует отношения к автомобилю как к источнику повышенной опасности».
Антон Куховаренко (директор ООО «Автодория»): «Очень нужно Ваше поручение, чтобы всё-таки законодательно был закреплён этот термин — «средняя скорость», были внесены соответствующие поправки. Давайте сделаем это до начала «гоночного» сезона летом».
Александр Шумский (руководитель экспертного центра Probok.net): «Одно из предложений, которое очень долго мы обсуждаем в ГАИ и которое очень сильно влияет как раз на среду, – это разрешение правого поворота на красный свет, который есть в очень многих странах».
Андрей Леонтьев (генеральный продюсер телекомпании LAV Productions): «…проблема даже не феодальная, а первобытная – это хамство и невежество, которые, к сожалению, царят в головах наших водителей. Можем долго критиковать дорожников, можем долго критиковать систему ГИБДД, но абсолютная непросвещённость человека за рулём об убийственных и спасающих возможностях его автомобиля приводит к страшным последствиям».
Наталья Агре (президент автономной некоммерческой организации «Движение без опасности»): «Три пункта поддержите, пожалуйста: ремни безопасности и социальные кампании, которые позволяют формировать новых, других участников дорожного движения, второе – детское образование, третье – реформа автошкол. Спасибо».
Роман Дьячков (директор по специальным проектам межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог»): «Семь тысяч человек мы в прошлом году потеряли именно из-за плохого состояния дорог. Если такова статистика, то государство, я считаю, должно всё-таки пересмотреть отношение и начать лучше контролировать качество дорожного полотна, качество работ, которые производят подрядчики».