3557

Переход без перехода. Какие правила движения нарушают пешеходы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Зачем отдыхать в стране, где можно попасть под прицел 02/12/2015 Сюжет Безопасная дорога
Чтобы водитель увидел пешеходный переход, его нужно оборудовать по всем правилам.
Чтобы водитель увидел пешеходный переход, его нужно оборудовать по всем правилам. фото от пресс-службы ГУОБДД МВД России

По словам Виктора Нилова, начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, большинство тех, кто оказался под колёсами автомобилей, прав на управление транспортными средствами не имеют. Ну а если права есть, то люди редко становятся нарушителями в роли пешеходов. Сотрудники Госавтоинспекции объясняют это тем, что они могут точнее оценить дорожную ситуацию, потому что видят её с двух сторон - и как водители, и как пешеходы. Кроме того, человек за рулём лучше знает Правила дорожного движения.

Стоп - «зебра»!

Место встречи автомобиля и пешехода на дороге - это чаще всего пешеходный переход. И последние изменения в ПДД сделали эти встречи ещё более безопасными, чем прежде. Если раньше обгон на пешеходном переходе был запрещён в случае движения по нему пешехода, то теперь - в любом случае! Кроме того, если впереди идущее транспортное средство притормозило или остановилось у пешеходного перехода, то сделать это должны и водители всех остальных транспортных средств, движущихся в том же направлении (а не только по соседним полосам - как было в прежней редакции ПДД).

Новые акценты в правилах Госавтоинспекция предлагает дополнять сооружением искусственных неровностей у переходов. У детских образовательных организаций они должны быть оборудованы ими обязательно, уверены в ведомст­ве. Неплохо установить там и камеры фото­видеофиксации. 

В тех регионах, где это сделали, эффект заметен.

Факты
С января по октябрь нынешнего года в России произошло 45 048 ДТП с участием пешеходов. В 43 937 случаях это были наезды, причём 19 324 из них (44%) - из-за нарушения пешеходами Правил дорожного движения.

Василий Новиков, мэр Орла, считает, что ущерб, который приносят дорожные аварии, сопо­ставим с военными потерями: «Мы не можем уменьшить количество машин, но обязаны делать всё для чёткой организации движения, - говорит он. - Сегодня можно услышать гораздо меньше жалоб благодаря установке новых светофоров и более удобному режиму их работы. В итоге статистика показывает, что, несмотря на рост автопарка, число ДТП снизилось - с начала года их в Орле произошло 411».

Всё это сделано и делается, чтобы уменьшить опасность, которую представляют для пешеходов двигающиеся автомобили. Но за свою жизнь отвечаем мы сами. И не надо создавать опасные ситуации, выскакивая на дорогу там, где перехода нет, а также из-за припаркованного у обочины автомобиля. 

Если ситуацию с наездами на пешеходных переходах удалось за последние 2 года выправить, то с наездами вне их всё гораздо хуже. «Анализ происшествий показывает, что, несмотря на инженерные решения по созданию удобных пешеходных переходов, главной проблемой остаётся безалаберность наших граждан. Три четверти наездов происходят там, где переходов нет», - поясняет Виктор Нилов.

На тёмной-тёмной дороге…

Конец осени - самое тёмное время года. Не только из-за короткого светового дня, но и из-за голых деревьев и тёмной земли. А ещё дождь - дворники работают интенсивно, но всё равно расплываются очертания домов, людей, фар автомобилей. И тут из-за высоких густых (хоть и облетевших) кустов на дорогу выскакивает человек в тёмном. Чудом водитель избегает наезда, но результат - тройное «стукнулись».

По статистике Госавтоинспекции, ещё 2 распространённые причины ДТП с участием пешеходов - появление последних в тёмное время суток из-за преград, в основном - стоящего транспорта, а также движение их вдоль проезжей части. Именно поэтому в Правилах дорожного движения и появилось новшество: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Однако, по итогам опроса «Что вы делаете для того, чтобы водитель видел вас в тёмное время суток?» на сайте ГИБДД, большинство участников - 42% - выбрали ответ: «Ничего не делаю, водитель сам увидит меня благодаря свету фар». Световозвращатели на одежде или сумке используют только 18% респондентов.

Во многих регионах пытаются переломить столь беспечное отношение пешеходов к собственной безопасности. Только за последние недели автоинспекторы раздали световозвращатели малообеспеченным семьям в Костроме, детям, пришедшим с родителями в торговые центры, - в Кабардино-Балкарии. В Ярославской и Тюменской областях их союзниками стали дети - они убеждали взрослых в том, что надо иметь на одежде светящиеся элементы. А на Кубани к пропаганде световозвращателей, в том числе на средствах передвижения, присоединился Геннадий Иванов, чемпион международного марафона инвалидов-колясочников.

Коляска на льду

Молодая мама переходит дорогу. Коляска с грудничком - впереди, малыш лет 5 - сзади. Она, обернувшись, подгоняет словами отстающего ребёнка. Но, поскольз­нувшись на льду, падает - коляска самостоятельно движется по проезжей части. Хорошо, что с обеих сторон этого пешеходного перехода есть «лежачие полицейские» - машины смогли остановиться на безопасном расстоянии и от упавшей мамы, и от брошенной коляски, и от плачущего малыша.

Начался период непогод, и это ещё более повышает ответственность участников движения. Увы, молодые мамы часто пересекают проезжую часть, выставив коляску далеко вперёд. При этом выходят на дорогу из-за припаркованных у обочины машин. А нужно наоборот, поскольку сзади невозможно оценить ситуацию на дороге и увидеть опасность. Детей, которые идут своими ногами, у дороги нужно крепко взять за руку, чтобы удержать от возможного падения. И лучше найти такой пешеходный переход, который посыпан песком или другими средствами.

Пешеходы должны понимать: в дождь или туман видимость ухудшается в несколько раз, а тормозной путь автомобиля на мокрой или скользкой дороге увеличивается. Только убедившись в полной безопасности, можно переходить проезжую часть.

С гаджетом в руках

Зелёный сигнал светофора - пешеходы ступают на проезжую часть. Молодой человек в капюшоне, из которого повисли провода наушников, уставился в смартфон. Только после того как получил толчок от спешащего старичка, очнулся - зашагал, одновременно тыкая пальцами по экрану телефона. 

Развитие коммуникационных технологий привнесло в дорожную обстановку новую напряжённость. Переходя через дорогу, люди разговаривают по телефону, слушают музыку, общаются в соцсетях, посылают SMS.

Депутаты Калининградской областной думы, посчитав гаджеты ещё одной весьма сущест­венной опасностью на дороге, уже подготовили законопроект, который предусматривает по­правки в КоАП. За разговор по телефону на регулируемом пешеходном переходе они предлагают штрафовать на 500 руб., а на нерегулируемом - от 500 до 800 руб. Впрочем, одновременно предполагается и наказание водителю - если его разговор по телефону стал причиной ДТП. Ведь, напомним, за безопасность движения ответственны оба - и водитель, и пешеход.

Смотрите также:

Оставить комментарий (6)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество