Что за «суперасфальт» появится на российских дорогах?
Дорожное покрытие в России начнут укладывать по новой технологии, как рассказали АиФ.ru в РОСДОРНИИ. Новое покрытие с рабочим названием «суперасфальт» способно выдерживать различные климатические условия и высокую интенсивность движения. Применение новых асфальтобетонных смесей позволит увеличить срок службы покрытия c сегодняшних 4-5 до 12 лет, а также сократит объемы капитального ремонта, т. к. его нужно будет проводить вдвое реже, чем сейчас.
Что представляет собой «суперасфальт»?
Новое покрытие представляет собой асфальтобетонную смесь, состав которой специально подбирают под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата региона и транспортных нагрузок, как рассказал АиФ.ru эксперт РОСДОРНИИ Минтранса Станислав Мамулат.
«На самом деле „суперасфальт“— это название асфальтобетонных покрытий и смесей, разработанных по системе стандартов „Суперпейв“ (Superpave), которая была принята в середине девяностых годов в США. Над ней работал весь мир. В „Суперпейв“ входит около пятидесяти стандартов, которые обеспечивают проектирование, испытание и строительство асфальтобетонных покрытий со сроком службы от 12 до 24 лет для высоконагруженных трасс. Такое покрытие широко используется в США, Китае и в странах Европы», — объяснил эксперт.
При проектировании состава смесей, отборе вяжущих компонентов (битумов и пр.), минеральных материалов (щебня, песка и др.) обязательно учитываются климатические условия региона, средняя температура самой горячей недели года и самая низкая температура, одномоментно достигаемая в этом регионе в течение года. Второй момент — планируемая нагрузка, которая измеряется в количестве проездов осей в нескольких градациях — 300 тысяч, 3 миллиона и так далее — и определяет механический износ и «старение». «Суперпейв» уже доказал свою эффективность для 100 миллионов проездов, как говорит Мамулат.
Насколько дорогим будет такое покрытие?
Когда стало известно, что новая технология будет применяться масштабно, начали высказываться опасения в связи с тем, что «суперасфальтирование» может оказаться слишком дорогостоящим проектом, рассчитанным в основном на крупные федеральные трассы. Но, по словам эксперта РОСДОРНИИ, для средненагруженных и малонагруженных дорог «суперасфальт» может оказаться даже дешевле других асфальтовых покрытий, так как позволит использовать местные минеральные материалы, а также материалы старого покрытия.
«С одной стороны, это будет дешевле, а с другой стороны, такое покрытие еще и прослужит в два-три раза дольше. Есть еще один аспект необходимости внедрения новых стандартов. Опыт работы и многочисленные испытания показали, что с учетом климатических особенностей, прежде всего низких температур в зимнее время, в России пока промышленно не производятся битумные вяжущие материалы, которые способны служить в условиях температур ниже -34 °C. То есть фактически для дорог севернее Ростовской области у нас нет качественных битумов. Сейчас идут разработки по модификации битумных вяжущих композиций полимеров, которые могут привести к определенному удорожанию битума. Но по поручению Минтранса нами ведется разработка концепции обеспечения дорожного хозяйства качественными битумными вяжущими и минеральными материалами без экстремального роста цен», — рассказал Мамулат.
Где появятся «суперасфальтированные» дороги?
Сейчас новые стандарты переводят в статус ГОСТ Р. Первые сотни километров «суперасфальта» уже были уложены в 2016-2018 годах в рамках опытно-промышленного внедрения. В качестве эксперимента такое покрытие уже использовалось на некоторых участках в Московской области и Северо-Западном федеральном округе. В тестовом режиме покрытие применяется на крымской автомагистрали «Таврида», в Татарстане и Башкортостане. В частности, «суперасфальт» лежит на трассах А-114 Вологда — Тихвин, М-5 «Урал», А-108. Срок службы у нового покрытия заявлен большой. И оценивать полную эффективность «суперасфальта» можно будет по итогам долгосрочной эксплуатации, как отмечают специалисты.