Если недавно на двухколёсном друге можно было покататься только в парках, то сейчас столичные власти поставили перед собой задачу приучить москвичей добираться на нём от дома до метро. Таким образом, семье можно и деньги на автобус сэкономить, и общественный транспорт немного разгрузить.
Для любителей крутить педали архитекторы обещают проложить 669 км новых маршрутов до 2016 года. А уже к 2025 году протяжённость велодорожек достигнет расстояния от Москвы до Бухареста - 1830 км!
Оборудовать велодорожки начнут с центра: проложат более 100 км. В первую очередь велопуть пойдёт к станциям метрополитена, электричкам, связующие нити протянутся и от спальных районов до ближайших парков. В среднем длина обустроенных дорожек будет 7-8 км. Именно такое расстояние преодолевает среднестатистический москвич в пути от дома до метро. Пешком преодолевать такое расстояние далековато, а вот на велике - в самый раз.
Велосипед можно будет оставить у станции метро. Для этого строят бесплатные парковки. Их уже можно встретить во многих местах. Стоянки для двухколёсных «железных коней» появятся у супермаркетов, школ, стадионов, кинотеатров. Параллельно с обустройством центра «под велосипед» в спальных районах столицы также начнут прокладывать трассы. Их протяжённость будет исчисляться десятками километров. Сорок километров - минимум. Такая трасса пока запланирована в Северном округе, в других округах столицы дорожек обещают сделать не меньше.
Главные правила для велосипедиста: как ездить в городе. Читайте в статье>>
Режь, не жалей
Как сделать в городе велодорожки? Выходов тут два: либо отрезать для велосипедистов часть пешеходного тротуара, либо сделать специальную разметку на дороге, сузив проезжую часть и потеснив автомобилистов. Столичные архитекторы решили, что оба варианта хороши. В некоторых местах можно и тротуар сузить, а где-то отрезать небольшую часть от дороги или парковки (см. схему). На улицах, где разметки пока нет, велосипедисты имеют право ездить по дороге, соблюдая Правила движения. А это значит, что в центре потока машин их быть не может. Только в правом ряду. На тротуар тоже нельзя. В Европе за выезд к пешеходам штрафуют, но в Москве пока такой практики нет.
Где покататься?
На сегодняшний день обустроенные велодорожки есть во всех округах Москвы, но находятся они в основном в парках и скверах. Один из самых красивых маршрутов стартует у парка Горького и заканчивается на Мосфильмовской улице. Его длина 6,5 км. По Сокольникам можно проехать с ветерком 12 км, дорога специально огорожена цветниками. Есть достойные велотрассы в парках «Северное Тушино», «Кузьминки», «Измайлово», «Фили», можно приятно покататься вдоль Химкинского водохранилища.
На самом деле в Москве есть целый список мест, подходящих как для любителей обычных велопрогулок, так и для поклонников экстрима. Так, Крылатское, например, очень популярно для катания на горном велосипеде. Любители быстрых спусков найдут здесь множество разнообразных тропинок. Битцевский парк любят самые лихие велосипедисты города за обилие оврагов. Филёвский парк тоже ценится у любителей экстремальной езды за скоростные участки с большим перепадом высот. Любителям трамплинов в поисках адреналина можно отправиться в парки «Орехово-Борисово», «Покровское-Стрешнево» и «Строгино». А вот любителям спокойных прогулок понравится в Нескучном саду, «Царицыно» и Ботаническом саду.
Даёшь прокат!
Для того чтобы обеспечить максимальное число москвичей двухколёсным транспортом, этим летом столичные власти упростили порядок создания в городе велопрокатов. По новым правилам такие пункты могут создаваться любым заинтересованным лицом без взимания с него платы и без проведения всяких конкурсов и аукционов. Но при условии, что велопрокат будет доступен для любого кошелька, а велосипеды - современны и безопасны.
А как у них?
Мировая столица велоспорта - Амстердам. Судите сами: почти 35% пассажирских перевозок приходится на велосипедный транспорт. Вдоль любой трассы есть выделенная полоса для велосипедистов, на которую автомобили не имеют право заезжать. За нарушение Правил дорожного движения велосипедистов штрафуют наравне с водителями любого другого транспорта. Чаще всего за то, что они заезжают на улицы, являющиеся пешеходными зонами. В таких местах велосипедист должен спешиться и вести «железного коня» рядом с собой.
В Германии даже крупные федеральные трассы имеют велосипедную разметку. Протяжённость велотрасс там более 40 тысяч километров! В Англии даже частные территории пасуют перед велолюбителями. Им можно ездить везде, но заезжать на тротуары - никогда.
Во Франции велосипедисты имеют преимущество перед автомобилями даже в том, что им разрешено ездить не только по велодорожкам, но и по выделенке для общественного транспорта. В то же время в этой романтичной стране для любителей двухколёсных друзей предусмотрена, пожалуй, самая сложная разметка. Есть свои дорожные знаки. Например, на перекрёстках асфальт раскрашен в шахматную клетку. Это говорит французам о том, что велосипед имеет в этом месте преимущество перед автомобилем.
Количество велосипедистов в Китае не поддаётся исчислению. Правда, даже в крупных городах для них нет специальных дорожек. Возможно, отчасти это связано с тем, что в чудовищных пробках всё равно все ползут с одинаковой черепашьей скоростью и опасности быть сбитым каким-нибудь лихачом нет.
А знаете ли вы...
Первая велодорожка в Москве была устроена вскоре после появления первых велосипедов в России - в 1897 году вдоль Петербургского щоссе(ныне Ленинградского проспекта). Однако начинание в городе не прижилось, и долгие годы москвичи, любящие двухколёсные прогулки, вынуждены были прижиматься к правому краю дороги либо, нарушая правила, гонять по тротуарам, распугивая пешеходов. Сегодня мода на велодорожки вернулась в Россию: в 22 городах страны уже действуют велодорожки и стремительно наращивают свою сеть. Длина самой длинной из московских - от «Музеона» до Парка Победы - составляет 16 километров. Скоро её длина возрастёт до 22 километров - она пройдёт от парка «Фили» через долину реки Сетунь, Воробьёвы горы, Нескучный сад, парк им. Горького до «Музеона» и, возможно, до самой Третьяковской галереи. Ещё 35 километров велодорожек пролегают внутри парков, в которых оборудованы пункты проката велосипедов. По программе «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы» на строительство велодорожек выделено 610 млн рублей. Многие из них протянутся вдоль вылетных магистралей, но этот проект затянется на несколько лет: велодорожки будут возникать по мере реконструкции вылетных магистралей.
Специальный выпуск «АиФ СВ»: День моего города