aif.ru counter
590236

Сезонный вопрос. Как правильно прогревать машину морозным утром?

Все материалы сюжета Как пережить зиму в городе

Для автомобиля «утренняя побудка» — такой же стресс, как и для человека. В особенности если его заставляют мгновенно бежать по делам без подготовки. Как исключить нежелательные нагрузки для непроснувшегося железа?

Старые автомобилисты учили молодых, что техника любит жар. И из курса физики мы помним, что в двигателе есть нагреватель и охладитель. За счёт разницы температур производится работа. Иначе толка от мотора никакого. Металлические конструкции быстро изнашиваются. А вот в правилах эксплуатации технических средств предписывают начинать движение без прогревания на свежем воздухе. Как быть?

«Действительно, подолгу греть машину на морозе не разрешается самими производителями, — рассказывает автомобильный эксперт, учредитель агентства «Авторазум» Алексей Симакин. — В Норвегии и других скандинавских странах даже законодательно запрещено прогревать автомобиль в жилых зонах. А ведь это северные регионы, где морозы не слабее наших».

Дело в том, что выхлопы холостого хода считаются самыми токсичными. Без нагрузки на двигатель топливо прогорает не полностью, и в его парах высоко содержание оксидов азота, которые и считают самими вредными для человека и окружающей среды. Если машина ещё и простояла ночь на морозе, то выхлоп первых минут получается и вовсе грязным. Именно поэтому зелёные движения и наседают на автопроизводителей, чтобы обезопасить жителей дворов от ежедневных газовых атак. В итоге прогревание стало возбраняться по экологическим причинам. Но как же обезопасить машину и обеспечить работоспособность техники? Инженерам предписывалось придумать технологии защиты моторов при холодном пуске. За минувшие 15 лет они достигли впечатляющих результатов.

Нужно отметить сразу, что карбюраторные двигатели необходимо греть обязательно. Смесь готовится там без участия электроники, только исходя из физических принципов, а поэтому без необходимого жара автомобиль просто не поедет. Ко всему прочему, машины старых конструкций рассчитывались с иными допусками и плохо переносят нагрузки вне штатных рабочих температур. Масло в них используется старых сортов, оно густеет на морозе и тоже требует особого режима эксплуатации.

В современных конструкциях машин всё по-иному. Электроника готовит смесь топлива принудительно. Мотор прекрасно заводится, и автомобиль едет почти так же активно, как и прогретый. Кроме того, масло теперь заливается синтетическое, особых зимних сортов. Оно быстро разбрызгивается механизмами силового агрегата и покрывает трущиеся детали защитной плёнкой. В общем, мотор и коробка могут работать и в морозы.

Однако законы физики никто не отменял, и при повышенных нагрузках мотор испытывает нежелательное трение. Поэтому главное, после холодного пуска не гонять быстро. Завёл, дождался, пока двигатель несколько секунд проработает на повышенных оборотах, смахнул снег со стёкол, и можно тихо отправляться в путь.

Дизельные моторы заводятся чуть-чуть по-другому. В их конструкции есть свечи накаливания, которые принудительно греют смесь и доводят её до рабочего состояния. При холодном пуске на эту операцию уходит пара секунд. Маркируется она загорающейся жёлтой спиралью на приборке. В общем, повернул ключ, дождался, пока жёлтая иконка не погаснет, и можно запускать дизель. Потом медленно, без лишних перегазовок выезжаем на дорогу и прогреваем мотор на ходу. Уже через несколько минут система охлаждения прокачает тепло по всей магистрали. До тех пор придётся поёрзать на холодных креслах и стараться не дышать на стёкла, иначе они покроются белым инеем.

Чтобы не мёрзнуть, многие докупают воздушные пушки для внешнего прогревания машины. В простонародье их называют фенами. Такое устройство работает от бортовой сети или от домашней проводки. Но их использование связано с риском. Если направить струю тёплого воздуха на мотор, то металл нагревается локально, оставляя другие части холодными. Часть деталей расширяется, двигатель при запуске испытывает новые нагрузки и износ. Но самое неприятное то, что при прогреве салона неравномерное поступление тепла может расколоть стёкла. Под потоком горячего воздуха происходит расширение материала, и возникают внутренние напряжения. Появляются микротрещины, которые норовят пустить стрелу через всё стекло.

Поэтому лучше использовать устройства, обогревающие не салон, а отопительную систему автомобиля. За счёт электроэнергии повышается температура антифриза, а он уже прогоняется по магистрали и приводит в чувство двигатель и салон. Некоторые автопроизводители ставят подобные системы штатно на свои модели. Управляются они дистанционно с пульта или программируются по времени включения. Запустив обогреватель, можно через полчасика подходить к уже тёплому автомобилю и заводить мотор. Правда, они дороги, но это лучше, чем ездить «на холодную» и мёрзнуть в салоне машины.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Геннадий Гришин[facebook]
    |
    03:17
    13.11.2016
    5
    +
    -
    ...эксперт этoт автoмoбилист? Или егo жoпу гелендваген вoзит? Старые масла, карбюратoр (ну и чтo - у меня 9-ка карбюратoрная в свoе время при -30 с пoлoбoрoта завoдилась, инoмарки - нет, а, мoя пускалась). Прo пушки и фены какие-тo наплел, маслo у негo разбрызгивается - давление сoздает и прoкачивает маслo масляный насoс, а, вoздушнo-масляная "баня" с небoльшим избытoчным давлением сoздается уже на прoгретoм двигателе, как правилo, в движении и пoд нагрузкoй - газы прoрываются-есть вентилляция картера с сепарацией масла. На вoенных автoмoбилях лет 30 уже как стoят предпускoвые пoдoгреватели - дo 60 градусoв в малoм круге сист. oхлаждения за 10-15 минут с oтoплением кабины (на "сoляре"), на "Запoрoжце" бензинoвый калoрифер стoял. На инoмарках (дoрoгих дизельных) предпускoвые Ве-бастo, на дальнoбoйных инo да и наших уже тягах ставят и предпускoвoй и oтoпитель-калoрифер автoнoмный кабины. В движении мoтoр прoгревается, действительнo, быстрее, нo, при oднo важнoм услoвии - если видишь куда едешь !!! Чтoбы видеть с утра куда ехать - неoбхoдимo не брoсать "теплым" салoн автoмoбиля пo вoзвращении дoмoй вечерoм зимoй, а, переключатель "печки" выставить на "0" (перекрывается кран), вентилятoр включить на максимум, oткрыть пару, лучше все, двери и "выстудить" салoн автo - уравнять температуру вне и внутри - стеклo будет чистoе и выстуженoе, тoгда и пoвoдки "двoрникoв" не примезнут к стеклу !
  2. Олег Болховский[googleplus]
    |
    13:14
    14.11.2016
    4
    +
    -
    Норвегия - мягкий умеренный морской климат на западе страны объясняется влиянием теплого Северо-Атлантического течения. Зимний период, когда среднемесячная температура воздуха имеет слабо отрицательные значения, это январь и февраль. Средняя минимальная температура в это время от 0 до -4 градусов....
Комментарии (31)
  1. Макар Калашников
    |
    09:23
    10.11.2016
    3
    +
    -
    Ну, надо же, только через пятьдесят лет узнал, что автомобильный двигатель работает за счёт разницы температур, хотя за рулём с 18 лет.Это где же такое в физике написано?
  2. Martin
    |
    10:40
    10.11.2016
    0
    +
    -
    Макар Калашников: Физика 8 кл. Теплоемкость, работа, энергия.
    • Raser_Den
      |
      15:51
      28.11.2016
      0
      +
      -
      Martin: Ну не так прямолинейно всё такие - ДВС используют энергию расширяющего газа образовавшегося в результате горения горючей смеси, выделяющееся при этом тепло в данном случае "побочный эффект" с которым борются все производители ДВС, и тратят млн $ на исследования и инновации по увеличению КПД т.е. перевода этого тепла в мех. энергию. И вся энергия которая пошла на нагрев считается - потерей КПД. Просто автор статьи пожертвовал точностью описания процесса в пользу "красивого словца"
  3. Raser_Den
    |
    15:34
    28.11.2016
    0
    +
    -
    Макар Калашников: Впечатление что статью писали 2 человека или один просто сделал копи/паст без ссылки на источники. Ежели формально то - Дви́гатель Сти́рлинга — тепловая машина, в которой рабочее тело, в виде газа или жидкости, движется в замкнутом объёме, разновидность двигателя внешнего сгорания. Основан на периодическом нагреве и охлаждении рабочего тела с извлечением энергии из возникающего при этом изменения объёма рабочего тела. В данном случае подобный двигатель никаким образом не относится к данной статье кроме упоминания курса физики, и широкого применения данные двигатели не получили как и известности в виду низкого КПД.
  4. Илья Хорошев[vkontakte]
    |
    13:53
    20.01.2017
    0
    +
    -
    Макар Калашников: за счет расширяющихся газов, газы расширяются за счет тепла.
  5. Илья Хорошев[vkontakte]
    |
    13:55
    20.01.2017
    0
    +
    -
    Макар Калашников: За счет расширяющихся газов, топливо сгорает выделяя тепло. 2
  6. Змеиный Глаз
    |
    10:37
    10.11.2016
    2
    +
    -
    Автор, похоже, имеет некоторую сумму от капиталок, которые неминуемо случатся после таких советов. Оффигенная статья,бл...
  7. Филин
    |
    17:38
    10.11.2016
    2
    +
    -
    Действительно, у меня в руководстве по эксплуотации написано, что холодный двигатель нужно греть до 5 минут перед тем как трогаться!) Может быть персонал Аиф и разъезжает на автомобилях за безумные деньги с повышенными техническими характеристиками, равными стоимости квартиры в Москве, но 99(9)% нашего русского народа живут совершенно иначе!) С улыбкой!)
  8. Борис Ханин[mailru]
    |
    22:19
    11.11.2016
    3
    +
    -

    Давно так не смеялся! И не стыдно ведь свои познания с чужих слов излагать в статье. Особенно рассмешил абзац про запуск дизеля где свечи греют смесь до "рабочего состояния"! Интересно, что он имел ввиду? 

  9. Володя Ермольчев[mailru]
    |
    10:48
    13.12.2016
    0
    +
    -
    Борис Ханин[mailru]: Борис, я удевлен познаниями автора в технике. На дизеле стоят свечи накала, которые подогревают топливо только при запуске, а не постоянно греют))). Постоянный подогрев топлива через разные системы через обратку, часть топлива возвращается в бак подогретым....
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ