Как водителю избежать ослепления лучами фар и солнца?
Яркий ксеноновый свет, неправильно установленные лампочки или «колхозные» светодиодные огни не менее опасны, чем солнечные блики на мокром асфальте. Как уберечься от того и от другого? Помогут специальные очки, но выбирать их нужно очень тщательно.
Водители выработали правила поведения в экстренной ситуации. Если встречный автомобиль не выключает дальние прожекторы и больно бьет лучами в глаза, необходимо отвести взгляд от разделительной полосы и смотреть на правое крыло своей машины, чтобы видеть край асфальтовой дороги. Уцепившись за этот кусочек видимого пространства, можно без последствий вести автомобиль в рамках уложенного полотна. Но этот способ имеет и недостатки. При ослеплении водитель перестает видеть что бы то ни было перед носом автомобиля, и если у края обочины окажется посторонний предмет или брошенный прицеп, то придется экстренно уворачиваться.
Поэтому рекомендуется брать на вооружение специальные очки со световыми фильтрами, помогающими избежать ослепления. Существует два основных их типа. Для солнечной погоды и для ночной езды.
Очки против бликов
Самой опасной ситуацией для вождения считается яркое летнее солнце, светящее после обильного дождя. Мокрый асфальт горит бликами, как и кузова соседних машин, а заходящее солнце еще и светит прямо в глаза. Получается, что один источник света многократно умножается в мокрых поверхностях и все пространство перед машиной превращается в белую искрящуюся стену.
Очки с поляризующими стеклами помогают убрать эти солнечные отражения и оставить только один источник света.
Эффект поляризации давно известен фотографам и используется для грамотной работы с изображением. С помощью волшебных фильтров фотохудожники выстраивают замечательный цвет на картинках. С их же помощью «прозревают» и водители.
Дело в том, что при отражении свет искажается и деформируется в горизонтальной плоскости. Если найти такие фильтры, чтобы улавливать эти искажения, то блики можно погасить.
Поляризационные фильтры убирают эти отраженные волны с помощью многослойной конструкции из химических пленок, наклеенных на стеклянное или пластиковое основание. Отличить такие фильтры просто. Достаточно повернуть их при взгляде на освещенное пространство, и тогда картинка исказится новыми бликами в неожиданных местах. При повороте фильтр отсеивает блики не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.
В таких очках видно только солнце, никаких повторений в лужах. С такими антибликовыми очками ездить гораздо удобнее, в особенности — при ярком встречном солнце.
А вот люминесцентное свечение атмосферы в сухой летний день лучше всего убирать фильтрами ультрафиолета. В яркий сухой полдень бликов мало, зато атмосфера так накалена, что глаза слезятся от свечения. УФ-фильтры убирают этот эффект, и пространство предстает в более контрастном виде.
Очки для ночи
В пасмурную погоду и в темное время суток ультрафиолетовая защита для глаз не требуется, зато нужно беречь глаза от ксеноновых и светодиодных головных прожекторов автомобилей. Для борьбы с ослеплением также используются поляризующие фильтры, но других оттенков, нежели в солнцезащитных очках.
Дело в том, что современные фары построены на эффекте многократного умножения одного источника света в зеркальных поверхностях. Они светят отраженным светом, а значит, искажены по внутренней структуре. Часть волн лучи теряют при отражении, и остаются, по сути, не лучи, а блики. Поэтому большую часть слепящих лучей фар можно убрать правильно расположенными поляризационными фильтрами.
В хороших ночных очках, в противоположность солнцезащитным, поляризационные слои наносятся таким образом, чтобы отсекать свет в вертикальной плоскости. Ведь именно от боковых стенок рефлекторов прилетает в глаза водителю большая часть излучения.
В итоге при взгляде на машину с включенным «дальним» вместо ослепляющего свечения через хорошие дорогие очки видны лишь два белых пятна.
Но, помимо поляризующего эффекта, важен и цвет фильтров, помогающий отсекать ряд лишних волн. Светло-коричневый, желтый, оранжевый и даже красноватый оттенки блокируют излучение голубого спектра уже от своего автомобиля, которое на границах видимости искажает очертания объектов. Поэтому при отсечении голубого спектра пространство в темноте выглядит более рельефным и контрастным.
Нужно помнить, что ночные очки не рекомендуется использовать днем. Желтый и оранжевый цвета в их линзах в условиях яркого освещения искажают падающий свет и снижают чувствительность сетчатки. А это вредно для зрения.
Поэтому днем лучше использовать специально разработанные солнцезащитные фильтры.
Но как быть людям, уже носящим очки с диоптриями? Ведь поверх них новые не нацепишь. Как раз для таких случаев в продаже появились пластины-фильтры для крепления на козырек. При ослеплении их можно опустить вниз и смотреть через их поверхность. Ну а потом такие пластины возвращают на место.