Почему парктроник перестает видеть предметы и провоцирует столкновения?
Прибор для измерения расстояния до ближайшего препятствия помогает избегать столкновений во время маневрирования в тесных пространствах. Однако полностью полагаться на него не стоит. В некоторых случаях устройство может пропустить достаточно габаритные объекты.
Парктроники настолько пользуются спросом, что на многих новых автомобилях низшей ценовой категории уже включены в список стандартного оборудования. Они дешевы, надежны и обладают точностью измерения до 3 см. Также предлагаются более сложные парктроники, обладающие восемью зонами контроля и способные предупреждать водителя о приближении крупногабаритных объектов не только спереди или сзади, но и по бокам. Однако и те и другие допускают одни и те же ошибки, которые могут привести к столкновениям. Бывают случаи, когда парктроники не срабатывают и не видят забор, зеленые насаждения и даже платформы грузовиков. Понадеявшись на помощника, водитель может попасть в аварию.
Конструкция прибора
Парктроник нередко называют радаром, однако это не совсем верно. Работает он не за счет испускания электромагнитных волн, а при помощи ультразвукового сонара.
Излучатель генерирует короткий ультразвуковой импульс частотой порядка 40 кГц, который отражается от окружающих объектов и летит в обратном направлении к приемнику. По времени прохождения дистанции звуковой волной определяется расстояние до объекта. Блок управления принимает данные с нескольких датчиков и на дисплее перед глазами водителя выстраивает границы, которые ему нельзя пересекать.
В наиболее распространенных сонарных системах контроля за расстоянием применяются по 4 датчика спереди и сзади автомобиля. Они работают с перекрытием и позволяют избежать образования несканируемых «мертвых зон». Между тем даже такие предосторожности не помогают избежать ошибок при работе парктроника.
Ложные срабатывания
Ультразвуковой автомобильный сонар выдает ложные сигналы в следующих случаях:
- Если рядом с забором поставить магнитофон и включить на нем современную музыку, полную высокочастотных помех, то сонар рискует запутаться в обилии акустических волн и будет выдавать ложные предупреждения.
- При мокром снегопаде или обильном дожде сигналы отражаются от падающих капель и хлопьев снега, а также поглощаются насыщенным влагой воздухом, отчего показания одного из датчиков резко отличаются от данных других сенсоров. В итоге прибор может запутаться и выдать ложные предупреждения.
- Если водитель хочет остановиться рядом с металлическим забором сложной конфигурации, то наступает эффект эха, когда звуковые волны многократно отражаются от металлических поверхностей. Приемник фиксирует их и не может определить точное расстояние до препятствия.
Почему парктроник слепнет?
Но гораздо опаснее ошибки иного рода, приводящие к безмолвию автомобильного сонара. Парктроник в принципе не видит некоторые предметы.
Если пространство огорожено тонкими цепями или тросами, повешенными на тонкие и невысокие столбики, то ультразвуковой сигнал парктроника проходит мимо них. Волна обтекает круглый в сечении столбик и отражается в разные стороны, но не строго назад. Поэтому блок управления не может определить точное расстояние до ограды.
Некоторые мягкие предметы могут поглощать акустические сигналы. Это пушистый свежий сугроб или пористые материалы, такие, как строительная теплоизоляция и пр.
Сонар не видит бетонные бордюры ниже 200 мм. Между тем именно они могут стать причиной повреждения бампера при движении задним ходом.
Но главное, сонары не видят крупногабаритные объекты, поднятые над землей выше 700 мм. К примеру, платформа грузовой «Газели» находится выше этой отметки, поэтому сенсоры испускают сигналы под нее и отражаются не от кузова, а от частей задней подвески. Парктроник показывает приличное расстояние до препятствия. Ничего не подозревающий водитель дает задний ход и врезается в грузовик.
Опаснее всего подобная встреча с кормой эвакуатора. Острый край его платформы может нанести серьезные повреждения кузову автомобиля даже при скорости в 10 км/ч.
В общем, при маневрировании задним ходом ни в коем случае нельзя всецело полагаться на парктроники. Необходимо по старинке смотреть в зеркала заднего вида, чтобы видеть, куда едешь.