В скором времени покупателю нового автомобиля не нужно будет «ходить по инстанциям», занимаясь его регистрацией, — автодилеры хотят получить право самостоятельно ставить на учёт продаваемые машины. По словам президента ассоциации «Российский автомобильные дилеры» (РОАД) Владимира Моженкова, соответствующий законопроект находится в Госдуме и может быть принят уже в конце текущего месяца.
Нововведение, по словам Моженкова, не только упростит жизнь автовладельцам, но и облегчит работу Госавтоинспекции; кроме того, оно должно минимизировать коррупционную составляющую при получении номера. Ведь не секрет, что сегодня вокруг «красивых» табличек (вроде «А777АА», «А007АА» и так далее) сложился целый теневой рынок. АиФ.ru выяснил, как регистрируются машины в других странах Европы, лидирующих по объёму авторынка.
Великобритания
Автомобилисты Туманного Альбиона в большинстве случаев приобретают машины уже с установленными номерами. Исключением является покупка автомобиля с рук (если б/у технику реализует дилер, он же занимается постановкой на учёт) — чтобы зарегистрировать машину, владельцу необходимо заполнить формуляр транспортного агентства DVLA (можно скачать с официального сайта организации). Затем отослать его по почте вместе с копиями договора купли-продажи, техосмотра, документа, подтверждающего личность, и квитанций об уплате транспортного налога. Проверка этих бумаг в DVLA длится шесть недель, после чего автомобилист получает сертификат регистрации V5C. С этим документом на руках он имеет право заказать автомобильный номер — это обойдётся в 10 фунтов стерлингов (около 770 рублей). Если же автомобилист хочет получить «красивый» номер, он должен принять участие в специальном аукционе, где цена на определённые сочетания букв и цифр порой доходит до полумиллиона фунтов стерлингов.
Германия
Все новые машины, продающиеся в салонах, уже стоят на учёте. Если же автомобиль приобретается у частного лица, новому владельцу необходимо посетить ведомство регистрации транспорта (Zulassungsstelle) — в небольших городах его функции выполняет мэрия или ещё какое-нибудь смежное учреждение. С собой нужно взять паспорт, подтверждение прописки по месту жительства, свидетельство о прохождении автомобилем технического осмотра, подтверждение от страховой компании о готовности застраховать машину, а также старые номера. По желанию можно выбрать любое свободное сочетание цифр и букв (это обойдётся в дополнительные 10 евро). После того, как машина будет зарегистрирована, автомобилисту нужно заказать номерные таблички в специализированной мастерской при Zulassungsstelle; изготовление обойдётся в 15–25 евро. Вся процедура занимает один день.
Франция
Автомобили в салонах продаются с регистрационными знаками: расходы, связанные с постановкой машины на учёт (около 50 евро), включены в стоимость. После реализации автомобиля дилер самостоятельно подаёт данные о новом владельце в полицию, так что покупателю не нужно тратить на это время. Если же машина была куплена у частного лица, владельцу придётся посетить местное ГИБДД, чтобы представить копии страховки, техосмотра, договора купли-продажи, а также подать заявление о постановке на учёт. Процедура получения новых номеров занимает две недели. Однако это не означает, что машина всё это время «стоит на приколе» — на ней можно ездить, необходимо только возить с собой договор купли-продажи. Кстати, по договорённости с предыдущим владельцем можно сохранить старые номера.
Италия
При покупке новой машины через салон (concessionario) последний берёт на себя все хлопоты по постановке машины на учёт в автоинспекции, Бюро регистрации транспортных средств (PRA) и Автомобильном клубе Италии (ACI). Если же машина приобретается с рук, новый владелец вынужден заниматься всем этим самостоятельно или обратиться в одну из многочисленных частных контор, специализирующихся на регистрации техники. В местном отделении ACI заверят подпись продавца на договоре купли-продажи и зарегистрируют передачу собственности (для этого потребуется купить специальную гербовую марку); с этими документами новому владельцу необходимо посетить автоинспекцию, чтобы подать запрос на обновление техпаспорта. Отметим, что штрафы за просрочку последнего весьма внушительны — если не уложиться в отведённые законом 60 дней, придётся заплатить от нескольких сотен до полутора тысяч евро.
Напомним, что ранее ассоциация «Российский автомобильные дилеры» выступила с предложением запретить самостоятельную продажу автомобилей. В случае, если соответствующий законопроект будет принят, перепродажей машин займутся дилерские центры. По мнению специалистов РОАД, это исключит продажу технически неисправных автомобилей, а также обеспечит дополнительные налоговые отчисления в бюджет страны.