Можно ли обгонять велосипедистов и самокатчиков под запрещающим знаком?
Самокаты и велосипеды стали популярными средствами передвижения. На них ездят дети и взрослые. Их взяли на вооружение даже службы доставки еды. Как правильно воспринимать таких участников движения?
Велосипед — это такой же вид транспорта, как и автомобиль. Когда на дорогах еще не было тележек с двигателями внутреннего сгорания, двухколесные байки вовсю колесили по дорогам Европы. В правилах им отводится особое место. Велосипедистам, как и гужевым повозкам, разрешено ездить по асфальтированным обочинам. А автомобилистам дозволяется их обгонять в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен».
В описании к нему говорится: «Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски».
Другими словами, если обозначенные двухколесные аппараты прижимаются к краю асфальта и пропускают транспорт, то правила не запрещают их опережать. Зная об этом, многие водители лихачат и выскакивают на встречную полосу половиной кузова машины. Так как запрещающие знаки обычно вывешиваются в наиболее опасных местах, подобный маневр представляет опасность для встречного транспорта.
Но в разрешении обгонять велосипедистов кроется коварная ловушка. Помимо определения действия знака 3.20, в правилах имеется пункт 9.1, который гласит, что «на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
Другими словами, если знак есть и его действие дублируется разметкой, то опережать велосипедиста или самокатчика предписывается исключительно в рамках своей полосы, без пересечения сплошной линии. Как только водитель наедет на черту хотя бы одним колесом, это уже будет серьезным нарушением, наказываемым по статье 12.15 КоАП РФ штрафом 5 тысяч рублей или лишением прав на срок от 4 месяцев до полугода.
Сотрудники ГИБДД очень хорошо осведомлены об этих тонкостях и, заметив нарушения в порядке разъезда с велосипедами, могут продемонстрировать свою юридическую подкованность на практике. Ссылки на разрешающий пункт в правилах зачастую не принимается во внимание. А самокат, не прописанный в правилах, они определяют как двухколесное тихоходное ТС.
Таким образом, совершая маневр опережения, необходимо осторожничать. С одной стороны, надо соблюдать боковой интервал, стараться выдерживать не менее полуметра до велосипедиста и одновременно не приближаться к разделительной линии. Если сдать слишком вправо, то возникает риск ударить велосипед правым зеркалом по левому краю руля. В этом случае человек оказывается в кювете, а водитель автомобиля — под уголовной статьей.
Поэтому, приближаясь к двухколесному ТС в зоне действия знака 3.20 при наличии разделительной сплошной линии разметки, лучше взвесить риски и загодя притормозить, если своя полоса узка для маневра опережения. Почувствовав неладное, велосипедист обязательно отрулит вправо на обочину.
В случае опасности его не возбраняется и предупредить с помощью звукового сигнала. Однако хамить не стоит, так как велосипедисты и самокатчики — это полноценные участники движения, которые защищены законом даже больше, чем автомобилисты.