Могут ли лишить прав за обгон в разрешенном месте?
Представим ситуацию: автомобиль движется по городским переулкам, выезжает на небольшую дорожку с двухсторонним движением, натыкается на припаркованный не по правилам фургон, который разгружает ящики с водкой у ближайшего магазина. Водитель не хочет ждать, благо разметка везде прерывистая, выруливает через прерывистую линию на «встречку», тихо едет до ближайшего перекрестка и встает на светофоре. Может ли такая житейская ситуация, с которой сталкиваются автомобилисты ежедневно, привести к лишению прав?
Пешеходный переход как ловушка
Если прочитать правила дорожного движения более тщательно, можно обнаружить интересные тонкости. На некоторых участках дорог запрещается совершать обгоны, даже когда присутствует прерывистая разрешающая разметка. Пункт 11.4. ПДД гласит, что обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; а также на пешеходных переходах, где бы они ни находились.
Нельзя пускаться в опасные маневры в тоннелях, на мостах, перед железнодорожными переездами и при ограниченной видимости.
Представим еще одну распространенную ситуацию. Водитель подъезжает на двухполосной дороге к светофору и утыкается в небольшой затор, хвост которого вытянулся на полсотни метров. Автомобили поворачивают направо, а водителю надо на свободную левую сторону. В принципе он никому не помешает, если прокатится со скоростью 25 км/ч через свободную полосу встречного движения на опережение пробки и совершит разрешенный поворот на светофоре. Благо везде прерывистая разметка. Но посередине этого 50-метрового участка — пешеходный переход. И это надо учитывать, потому что если в пробке окажется машина ГИБДД, экипаж которой станет свидетелем проезда по пешеходному переходу во время обгона пробки, то водителю будет грозить штраф в 5 тысяч рублей или лишение прав по статье 12.15 КоАП РФ на срок от четырех до шести месяцев. В данном случае водитель нарушит сразу два пункта статьи 11 ПДД:
— совершил обгон на пешеходном переходе;
— совершил обгон «по завершении которого он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу». Затор помешает вернуться, а значит обгонять нельзя.
И инспектора нередко пользуются подобными ловушками, чтобы наказать вполне законопослушного водителя за абсолютно безопасный проезд. Причем по одной из самых суровых «автомобильных» статей кодекса.
Ловушки на трассе
На загородных трассах таких ловушек тоже предостаточно. Длинные шоссе часто прерываются пешеходными переходами, расположенными в лесу, между непримечательными деревнями. Они порой не обозначены знаками и только сильно потертая зебра, заметная лишь за несколько метров от перехода, обозначает их присутствие. К примеру, водитель посмотрел вдаль, не увидел запрещающих знаков, начал обгон через прерывистую линию, поравнялся с обгоняемым автомобилем и вдруг замечает «зебру». Естественно, он продолжает движение и заканчивает обгон, хотя правила в такой ситуации обязывают бить по тормозам в пол, пропускать обгоняемую машину вперед и уходить на свою полосу движения, чтобы не попасть на пустой пешеходный переход. Такие действия могут обернуться возникновением риска столкновения и повреждением техники. Абсурдность ситуации налицо.
В общем, ситуация очень спорная. С одной стороны, Правила дорожного движения — это закон, и инспектора, дежурившие в этот момент в кустах и фотографирующие попавших в ловушку водителей, формально правы. А с другой — любой закон не терпит неразумного применения. Здесь важно не превращать ПДД в абсурд, а руководствоваться еще и здравым смыслом, на который вполне способны инспектора ГИБДД. Ведь закон требует не только наказаний водителей, но, в первую очередь, проведения мероприятий по обеспечению безопасности на дорогах, во имя чего и наделяет сотрудников полиции правами по самостоятельной оценке тяжести нарушения.