Что за сервис по отслеживанию нарушений таксистов онлайн готовит ГИБДД?
Мэрия Москвы до конца года намерена запустить систему, которая запретит агрегаторам передавать заказы тем водителям, кто постоянно нарушает Правила дорожного движения или не соблюдает нормы отдыха. С помощью этих мер в мэрии рассчитывают снизить число аварий с участием такси. В свою очередь, Госавтоинспекция планирует запустить электронный сервис, который позволит компаниям проверять водительские права и отслеживать онлайн нарушения водителей, пишет «Коммерсант».
Как будет работать новая система?
14 августа ситуация, сложившаяся на рынке такси, обсуждалась на экспертном совещании в ОНФ. По словам заместителя начальника ГИБДД России Николая Шеюхина, на портале госуслуг планируется запустить новый сервис: цифровой профиль водителя. Предполагается, что через него компании смогут в онлайн-режиме отслеживать наличие штрафов за нарушение ПДД и статус водительских прав у нанимаемых и нанятых водителей. Разработать сервис планируется к 2021 году.
Концепцию системы представил еще весной 2019 года вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. Он рассказывал, что планируется создать программный «шлюз» между таксистом и агрегатором заказов, который будет ограничивать поступление предложений. Контракт на разработку системы под названием КИС «АРТ» был заключен в мае 2020 года, а запустить ее планируется в декабре.
По словам заместителя главы Департамента транспорта Москвы Дмитрия Пронина, московская система цифровых профилей таксистов не позволит агрегаторам пускать за руль водителей без прав, имеющих судимость, работающих с превышением лимитов труда и отдыха и другими нарушениями.
Крупные агрегаторы такси, в свою очередь, заявили, что развивают собственные технологии безопасности, мониторинг скорости и манеры вождения, а также используют данные контролирующих органов. Одна из компаний ведет переговоры с ГИБДД об организации автоматизированной проверки водительских прав таксистов и пользователей каршеринга.
Сколько аварий происходит с участием такси?
По данным ГИБДД, за шесть месяцев 2020 года произошло почти 2 тыс. ДТП с участием такси (для сравнения: за весь 2018 год произошло 2223 аварии). В свою очередь, в Департаменте транспорта Москвы сообщают, что также растет число жалоб граждан на плохой сервис, незнание города и хамство водителей. Кроме того, люди жалуются на то, что таксисты оставляют машины на стоянку во дворах, мешая проезду.
По словам Дмитрия Пронина, заработки водителей такси за пять лет в столице упали на 22-49%. Это приводит к тому, что они вынуждены работать в разы больше, чтобы поддерживать прежний уровень дохода.
Как внедрение системы может сказаться на стоимости такси?
Председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров полагает, что запуск системы никак не повлияет на стоимость и поток заказов такси. По мнению Макарова, сегодня основная причина нарушений, совершаемых таксистами, — это огромные переработки и, как следствие, усталость и рассеянное внимание водителей.
«Да, число аварий растет. Причина тому — переработки, хроническая усталость водителей, недосыпание, рассеянное внимание. Многие работают по 20 часов в день, чтобы что-то принести домой», — говорит он.
Макаров добавляет, что действенной мерой было бы снижение процента, который устанавливают агрегаторы за каждый заказ, а также создание единого диспетчерского центра, который бы контролировал тарифы.