Весной разгорелся скандал с машинами Посольства Молдовы в РФ. Выяснилось, что по Москве ездят 60 автомобилей с красными номерами, закреплёнными за этой дипмиссией, в то время как в посольстве числятся только... 12 сотрудников. Причём дипномера красовались на супердорогих Bentley Continental, Audi Q7 и Mercedes Gelandewagen. Расследованием скандала занялся Национальный центр по борьбе с коррупцией Молдавии. Но и там, как признались «АиФ», пока недоумевают. «В посольстве кто-то умышленно уничтожил все документы о заявках в МИД РФ по выдаче дипномеров», - пояснил заминку Юрий Лянкэ, премьер-министр РМ.
Найти концы действительно непросто. Посольство направляет документы на машины, которые надо поставить на учёт, в спецотдел ГИБДД, обслуживающий иностранцев. Ни МИД страны, ни российское внешнеполитическое ведомство в этом фактически не участвуют. То есть «налево» можно выдавать красные номера почти бесконтрольно. Правда, не без помощи сотрудников дипмиссии. «Для этого нужен письменный запрос посла», - пояснил нам Владимир Цуркан, бывший посол Молдовы в Москве (2002-2005 гг.). Он признался, что сам в своё время зарегистрировал на машину одного бизнесмена дипномера по просьбе тогдашнего главы республики.
Депутат Госдумы Роман Худяков (ЛДПР) ещё в августе отправил запрос на имя посла Молдовы в РФ Андрея Галбура с просьбой разобраться с несанкционированной передачей красных номерных знаков. «Ответа я так и не получил. Написал 7 октября депутатский запрос министру иностранных дел Лаврову и главе МВД Колокольцеву, попросил о дополнительной проверке, - рассказал «АиФ» Роман Худяков. - Ни в одном посольстве мира нет такого, чтобы в распоряжении работников были Bentley Continental стоимостью почти полмиллиона долларов! Сомнительно, что владельцы этих машин используют номера законно».
«Мальтийский» игумен
Проблему дипномеров периодически обсуждают и в Армении. Поминают всуе экс-посла (1997-1999 гг.) Гагика Шахбазяна, который якобы раздавал и продавал автономера. Даже называют цифры: 328 дипномеров при 25 сотрудниках дипмиссии. «Куча наших людей из диаспоры помогает посольству - начиная от техники и заканчивая ремонтом. Их надо благодарить. Вот и раздавали номера, - признался «АиФ» один из московских бизнесменов, поддерживающих связь с армянской диаспорой. - Несколько продали. Слышал, стоило это больше 800 тыс. руб. Хотя говорят, что в других посольствах можно было купить «годовой абонемент» и за 150 тыс. руб. Желающих много. Но не каждый даже влиятельный человек может провернуть сделку - всё строится на личных связях».
В конце декабря 2012 г. на Кутузовском проспекте в Москве был остановлен за лихую езду чёрный Gelandewagen, за рулём которого находился дважды кандидат в Госдуму от КПРФ бизнесмен Мэлс Бекбосынов. Выяснилось, что на его авто были установлены фальшивые номера казахской дипмиссии. Комитетом национальной безопасности Казахстана возбуждено уголовное дело. Впрочем, вольное обращение с дипномерами процветает не только в посольствах бывших республик СССР. Летом 2012 г. игумен Тимофей, прославившийся тем, что крестил дочь Филиппа Киркорова, оконфузился на спортивном BMW Z4 с номерами дипмиссии Мальты. На Садовом кольце в столице он угодил в ДТП. Позже выяснилось, что за неделю до этого игумен приобрёл машину, а «переоформить не успел». Кстати, бывший владелец BMW Никола Сукманджиев, замруководителя мальтийской дипмиссии в РФ, сразу после ДТП примчался выручать товарища. Тогда была вброшена версия, что машину игумену просто дали покататься. Как бы то ни было, никаких юридических последствий за езду с красными номерами не было, игумена наказали только за ДТП.
Консульский финт
Спрашивается, почему так много автомобилистов жаждут приобрести красные номера? Очень просто: согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. транспортные средства посольств обладают неприкосновенностью. Инспектор ГИБДД вправе лишь остановить машину с дипномерами и сообщить о факте нарушения. Хотя Антон Белан, официальный представитель ГИБДД России, нас заверил, что «никаких преимуществ на дороге у обладателей дипномеров нет. Они такие же участники движения: их останавливают, составляется административный материал, сообщается в МИД». Вот только когда в 2008 г. пьяный немецкий преподаватель на посольском Porsche Cayenne сбил насмерть двух студентов на пешеходном переходе в Москве, он просто уехал. Сначала с места происшествия, а потом из страны. И в Германии лишь после давления со стороны РФ получил год условно.
«Гаишники лишний раз не связываются, - рассказал нам водитель машины одного из посольств. - Закрывают глаза на превышение скорости или езду по выделенной полосе». «Пусть мне покажут, как инспектор тормозит хоть одну машину с дипномерами! - соглашается депутат ГД Худяков. - Это был бы международный скандал. Они это прекрасно знают и никого не останавливают. Вот поэтому столько красных номеров катается!» Никогда нельзя точно знать, кто едет в такой машине. «А как определить, что номера левые и за рулём сидит человек, не работающий в посольстве? Инспектор видит, что номер в документах соответствует тому, что на машине, - и всё. Если нарушил, составляет административный протокол», - сказали нам в ГИБДД.
Можно, конечно, фиктивно устроиться на работу в посольство - естественно, не без помощи сотрудника дипмиссии. Но есть и вполне законный способ стать обладателем таких привилегий - получить статус почётного консула. Например, в Екатеринбурге не первый год наблюдается консульский бум, причём почти все почётные - бизнесмены. Даже столичный миллиардер Владимир Евтушенков (крупнейший владелец АФК «Система») устроился здесь на дипломатическую работу - он почётный консул Люксембурга. В Москве и Питере таких консулов вообще считать замучаешься. И у всех - дипномера. Стать почётным консулом, правда, дело муторное: процедура утверждения может длиться год, к тому же зарплата консулу не положена и все расходы своей «миссии» он должен оплачивать сам. Зато и все привилегии, включая дорожные, будут абсолютно законны.