Мы благодарны читателям, откликнувшимся на акцию «АиФ» - Без очереди!» (смотри «АиФ» №№ 25.07, 46.07 и 51.07) и продолжаем серию публикаций о том, где и почему нас вынуждают терять время, стоя в унизительных очередях.
Об инвалидах и пенсионерах, вынужденных маяться в очереди в бюро медико-социальной экспертизы и отделения Пенсионного фонда, мы писали в самых первых публикациях-расследованиях. После этого насчёт несуразиц в работе бюро, ещё будучи президентом, высказался В. Путин, а правительство выпустило постановление
(№ 247 от 7 апреля 2008 года). В нём - чёткое указание недугов с количеством возможных переосвидетельствований. Сделано ли что-нибудь для 15 млн. россиян, которым специально усложнили замену льгот на денежные компенсации, мы напишем в одном из ближайших номеров.
Тем временем, пока руководство страны рассуждает о необходимости повышать производительность труда, миллионы активных и трудоспособных граждан теряют своё время и здоровье в регистрационно-экзаменационных отделениях ГИБДД.
Истерика и мордобой
«Я за свою долгую жизнь, - пишет нам ростовчанин с 37-летним водительским стажем Эдуард Сариев, - не раз ставил и снимал с учёта машины. Но из года в год ничего не меняется: жуткие очереди, полно блатных, которых за «крутыми» номерами водят по кабинетам «свои люди». «Единственное регистрационно-экзаменационное отделение на стотысячный город для удобства жителей загнали в самый дальний район, - с сарказмом рассказывает житель Железногорска в Красноярском крае Юрий Егоров. Приехав в 4 утра, он оказался в живой очереди 35-м… - И горе тем, кто на машине без номеров поедет домой перекусить - за поворотом специально дежурит ДПС».
Зато в Москве у 5-го отделения МОТОТРЭР по Северному округу «гаишники» давно плюнули на тотальный хаос: водители паркуются под запрещающим знаком и разворачиваются через две сплошные. А потом ходят друг у друга по головам в душном маленьком зале и глотают пыль на незаасфальтированной досмотровой площадке. Как сообщают корреспонденты «АиФ» из регионов страны, до истерик и рукоприкладства в очередях в регистрационно-экзаменационных отделениях ГИБДД дело доходит регулярно.
В городе-спутнике Волгограда - Волжском - на 300 тысяч жителей регистрационное отделение всего одно. В Москве только в одном месте выдают справки, чтобы забрать со штрафстоянки увезённый эвакуаторами автомобиль. «После давки в многочасовой очереди, - делится впечатлениями москвичка Ольга Доронина, - «лицо в окошке» сообщает, что разбираться с какими-то якобы неуплаченными штрафами надо завтра. Никто же не знает, что это - не основание удерживать автомобиль на платной, кстати, штрафстоянке. Зато намёк «зайти поговорить, чтобы уладить проблему», замученные люди понимают правильно…»
«Условий для автолюбителей, проводящих в этих очередях с утра до вечера, нет, - рассказывает недавно получившая права Татьяна Гудкова из Архангельска. - Ни скамеек, ни туалетов…» В Мясновском отделении Тулы как о большом достижении говорят, что новый зал перед окошками регистрации - площадью аж 7 на 15 м. Хвосты очередей в пик «сезона» регистрационных действий - летом - всё равно стоят на улице.
В Казани, где на город-миллионник регистрационных отделений ГАИ всего два, бывалые водители приезжают в такие конторы втроём: один занимает очередь на подачу документов, второй сразу идёт «штурмовать» соседний банк для оплаты пошлин, третий на машине «толкается» на досмотровой площадке. Иначе за день получить номера не удастся.
С советских времён, когда автомобиль был недоступной для большинства семей мечтой, машин в стране стало больше в разы. «В 2007 году было продано более 3 млн. автомобилей, - выступал на «автопромышленном» совещании в Елабуге премьер Путин. - В 2008-м ожидается более 4 млн.». А вот новые регистрационные отделения в последние годы почти нигде не открывались.
Штат сотрудников укомплектован согласно приказу президента Ельцина ещё от 1993 года. Не хватает зданий и площадок осмотра.
«Необходимо учитывать тот факт, - пояснил «АиФ» замначальника ДОБДД МВД России Василий Белобородов, - что основное бремя финансирования регистрационных подразделений лежит на местных бюджетах. Их значительная часть - дотационные либо недостаточно наполняемые, что не позволяет вывести мероприятия по организации приёма граждан в регистрационных подразделениях в число приоритетных». Впрочем, генерал подтверждает и подозрения автолюбителей: «В ряде случаев размеры очередей увеличиваются по вине руководителей и сотрудников Госавтоинспекции, халатно относящихся к исполнению своих служебных обязанностей... Проводятся постоянные проверки служебной деятельности регистрационных подразделений. Виновные в нарушениях привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из органов внутренних дел, а при наличии признаков состава преступлений сотрудники подвергаются уголовному преследованию. В рамках имеющихся возможностей служба Госавтоинспекции и сама внутренне развивается и совершенствуется».
Как побороть кавардак
И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, там, где местным властям и милицейскому руководству есть дело до земляков и стыдно за убожество в своём хозяйстве, проблемы начинают решаться и без указов президента. «Когда мы регистрировали машины всего два дня в неделю, - признаёт замначальника псковского межрайонного отдела Владимир Екимов, - можно сказать, был полнейший кавардак, но теперь отдел работает несколько дней в неделю, в рабочие дни - с 8 до 21». Более того, в Пскове функционируют ещё и 4 филиала, где регистрация обойдётся на 1000 рублей дороже, но зато почти совсем без очереди. В Кировской области в прошлом году открыли сразу 27 новых регистрационных отделений. А в Волгограде кроме изменения графика работы ещё до распоряжения премьер-министра о запрете на резервирование «красивых» номеров начали бороться с их продажей. Их стали вешать на мусоровозы и поливальные машины, чтобы пресечь спрос со стороны любителей красивой жизни.
Но, может быть, нужно, наоборот, легально продавать «красивые» номера всем желающим, а не толкать их из-под полы на чёрном рынке за 50 тыс. рублей? Тогда появятся деньги и на премии, и на новые компьютеры.
Кстати, в ГИБДД уже готовится упрощение некоторых процедур и внедрение новых информационных технологий, облегчающих доступ к услугам. Возможно, скоро водители смогут регистрировать автомобили в любом отделении страны, а не только по месту прописки. Есть и другие идеи, чтобы облегчить жизнь уже всем автолюбителям.
Свои идеи, как можно упростить работу регистрационных отделений ГИБДД, а также новые рассказы, кто и где заставляет нас унижаться в очередях, вы по-прежнему можете присылать в редакцию по адресу: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 42 или на электронную почту bezocheredy@aif.ru с пометкой «АиФ - Без очереди!»
Предложения «АиФ»
«Зачем вообще менять номера на машине при каждой смене владельца?» - спрашивает нас один из читателей, который приводит в пример израильскую систему регистрации автотранспорта.
Автосалонам, которые торгуют новыми машинами, стоит не только разрешить (в Москве действует запрет, который, впрочем, легко обходят), но даже обязать продавать автомобили с готовыми документами. Для этого надо быстрее вводить автоматическую выдачу талонов гостехосмотра не только на новые «Жигули».
В больших городах и в будние, и в выходные дни должно быть одно отделение, работающее круглосуточно, а у сотрудников должны быть чёткие нормативы по количеству оформленных документов.