Неискушенный прохожий едва ли зацепится взглядом за Subaru WRX на парковке. Как в Штирлице ничто не выдавало советского разведчика, кроме парашюта за спиной, так и в «Субару» ничто не выдает спорткар, кроме жабры воздухозаборника на капоте. С большинства ракурсов WRX — обычный среднеразмерный седан, даже слишком обычный. Нет у него ни вычурных колесных дисков, ни лавки-антикрыла, ни карбонового капота, а днище не скребет по асфальту. Словом, любовно «прокачанная» Priora даст Subaru сто очков вперед в плане эффектности. Но появится владелец машины и достанет ключ — самый обычный ключ, даже не модную «раскладушку», а вообще ничем не примечательный; повернет его в замке зажигания — и все случайные прохожие вздрогнут и обернутся.
Потому что турбо-оппозитный силовой агрегат Subaru запускается со звуком реактивного двигателя. На несколько секунд, пока электроника держит высокие прогревочные обороты, двор словно превращается в военный аэродром. Затем свистящий рев ниспадает до рокота; стоп-огни плывут в мареве раздвоенного выхлопа. Да, это вам не затюненные «под спорт» тарантайки: Subaru WRX — спортсмен настоящий, и внешность тут дело десятое. В конце концов, какая кому разница, как выглядит бегун на стометровую дистанцию? Главное, как быстро он сможет ее пробежать! А «Субару» может быстро: разбег до 100 км/ч занимает 6 секунд. Это не олимпийские показатели, но на уровне мастера спорта точно.
Оппозитные двигатели на жаргоне — «боксеры», из-за характерного движения поршней. Установленный в WRX «боксер» FA20 отнюдь не тяжеловес, всего-то два литра. Но из этого объема инженеры Subaru, стиснутые экологическими рамками Евро-5, умудрились выжать 268 «лошадей» (при 5600 об/мин) и 350 Нм крутящего момента (от 2400 об/мин). Каким образом? Исключительно благодаря японской дотошности: все, что могло быть улучшено в исходном агрегате, было модернизировано. Выхлопная система стала короче, а нагнетатель разместился максимально низко перед мотором, что сократило время отклика на акселератор на 0,8 секунд. Кроме того, увеличилась степень сжатия — до 10,6, а двухпоточный турбокомпрессор развивает давление в 1,1 бар.
Говоря о Subaru, трудно удержаться от технических подробностей: подвеска новой WRX существенно усилена по сравнению с предыдущей моделью. Изменены точки крепления амортизаторов, стабилизаторы поперечной устойчивости прибавили в толщине; стали мощнее сайлент-блоки и пружины: жесткость передних возросла на 39%, задних — на 62%. В результате угловая жесткость передней подвески возросла на 14%, а задней — на 35%; крены уменьшились на четверть. Вслед за подвеской был усилен и кузов: жесткость панелей на кручение и изгиб стала выше на 40% и 30%; а жесткость кронштейнов рулевой рейки возросла на 200%.
Глядя на сухие цифры, легко заскучать, но они означают, что разрыв между «обывательской» Subaru WRX и «настоящей гоночной» WRX STI сокращен до минимума. Пожалуй, впервые дорожная, а не ралли-кроссовая версия автомобиля может бросить вызов «небожителям», таким как Porsche 911. При этом «Субару» по-прежнему остается одним из самых демократичных спорткаров — до двух миллионов рублей; конкурент Mitsubishi Lancer Evolution дороже на полмиллиона.
Интерьер WRX выполнен в характерном для Subaru аскетичном ключе: темные тона отделки и простые, несколько угловатые линии торпеды подчеркивают брутальный характер автомобиля; все украшения чисто мужские — контрастная прострочка кожи, вставки из углеволокна и сатированного алюминия, срезанное по хорде рулевое колесо. Здесь нет места изыскам или поиску новых форм: подчеркнутая симметрия и обилие прямых линий напоминают салоны европейских автомобилей 80-х годов, таких как Audi или Mercedes-Benz. Обзор с водительского места великолепный: Subaru WRX — классический «аквариум» без модных зауженных задних стекол и прочих дизайнерских ухищрений.
Устроившись за рулем, как-то сразу понимаешь, что шутки кончились: тугая педаль сцепления ощутимо нагружает левую ногу, а механическая 6-ступенчатая коробка передач с коротким тросовым приводом переключается с усилием и непривычно малой амплитудой. Здесь все не так, как на «гражданских» машинах: руль кажется слишком тяжелым, а тронуться с места поначалу — непростая задача: машина ревет и не едет или же сразу рвет с места; правильно работать со сцеплением приходится учиться.
Зато, немного освоившись, начинаешь получать от вождения колоссальное удовольствие. Управлять Subaru WRX так же весело и азартно, как играть в футбол, хоккей или баскетбол. Пускай вы не профессиональный пилот, и выше дворовой лиги вам не подняться, адреналин и дух соперничества от этого факта не уменьшаются. Множество водителей, у кого под правой ногой больше двух сотен «лошадей», при виде WRX так и норовят погоняться — и, что приятно, большинство претендентов вы можете обставить, даже если автомобиль соперника стоит как пара «Субар». Положа руку на сердце — за рулем «японки» можно поспорить за лидерство на трассе даже с такими отчаянными парнями, как мотоциклисты — до литра включительно.
При этом (и это хорошо чувствуется) активная езда по дорогам общего пользования для WRX — детские шалости. По сути, то же забивание гвоздей микроскопом: знаменитый субаровский полный привод Symmetrical AWD и сверхточное рулевое управление требуют полноценного трека, чтобы продемонстрировать 100% возможностей. Получив и оплатив ворох штрафов, начинаешь задумываться о том, где можно погонять легально, и не просто погонять (это быстро приедается), а приобрести и отточить навыки спортивного вождения. Одним словом, Subaru WRX может стать входным билетом в мир любительского автоспорта; это гораздо увлекательнее банального хулиганства на трассе.
Но самое удивительное, что Subaru WRX может служить каждодневным, даже семейным автомобилем. Задний ряд, как и положено седану D-сегмента, просторный и удобный; объем багажника — 460 литров (навскидку, у Mazda 6 — 438 литров). Подвеска автомобиля энергоемкая, так что ездить на нем по «уставшему» асфальту не менее комфортно, чем, скажем, на Ford Mondeo. А постоянный полный привод прекрасно тащит автомобиль по снегу и песку. Ради большего удобства можно пожертвовать 0,3 секундами разгона до 100 км/ч и приобрести автомобиль с вариатором, вместо механической КПП.
Конечно, никуда не денутся ни чемпионский аппетит — от 12 литров расхода дорогого АИ-98 в городе, ни общая кондовость машины. В ней нет множества мелочей, к которым мы привыкли, порой даже совсем элементарных — вроде внутренней ручки или хотя бы петли багажника. Зато этот автомобиль будет исправно возить вас пять дней в неделю на работу и обратно; в магазин со списком продуктов, за детьми в школу. А в выходной день вы сможете ездить на трек и чувствовать себя настоящим раллийным гонщиком, а не пародийным стритрейсером. Словом, есть вещи, которые заражают увлечением: Subaru WRX из их числа.