Opel Astra
Но то Astra бензиновая. Дизельный же двигатель пока редкий гость под капотами на компактных авто в России. Какие плюсы дает мотор с воспламенением от сжатия водителю и чем приходится за это платить, мы решили выяснить, протестировав Opel Astra 1.9 CDTI.
Рабочий объем двигателя 1910 куб. см. Воздух в цилиндры подает турбокомпрессор с изменяемой геометрией, его температуру контролирует интеркулер. Топливо дозируется аккумуляторной системой впрыска Common Rail, способной реализовать многостадийный впрыск под давлением до 1600 бар. В итоге, «под правой ногой» водителя оказывается 150 л.с. Еще больше впечатляет цифра крутящего момента – двигатель выдает 320 Н*м в диапазоне от 2000 до 2750 об/мин! Это самый «моментный» мотор в линейке доступных для Astra силовых агрегатов. В результате, разгон хэтчбека до первой сотни занимает 8.9 сек. – что лишь на 0.7 сек. медленнее «топовой» Astra с двухлитровым бензиновым турбомотором – а максимальная скорость составляет 208 км/ч. Но главное достоинство дизельного мотора в том, что азартный характер машины не сильно бьет по кошельку владельца: в городском цикле машина потребляет лишь 7.4 литра дизтоплива на сотню. Бензиновая «зажигалка» в тех же условиях без проблем «переварит» почти в два раза больше – 13.1 л/100 км. Помимо экономической выгоды есть еще и существенный плюс в повседневной эксплуатации – на заправку придется заезжать вдвое реже. Даже в напряженном тестовом режиме 52-х литрового бака Opel Astra хватило на неделю!
Если перейти от голых цифр к практике, первое, на что обращаешь внимание – «острый» характер мотора. На малых оборотах машина требует нежного обращения с педалью сцепления, но когда стрелка тахометра пересекает отметку в 2 тыс об/мин, машина преображается. Запас крутящего момента позволяет хэтчбеку чутко реагировать на движения педали газа – машина буквально «идет за ногой». Продолжается идиллия до 4000 об/мин, где отдача двигателя начинает снижаться, а на 4.5 тысячах срабатывает ограничитель, отсекая подачу топлива. Такой характер двигателя требует регулярного «общения» с коробкой передач. Но только в рваном городском потоке. На трассе ситуация заметно меняется. Достаточно выбрать передачу при которой обороты мотора попадут в заданный диапазон и… Управлять скоростью можно только педалью газа: запас тяги позволит уверенно выстрелить с 2000 об/мин даже на высшей, шестой, передаче.
К сожалению, любое техническое решение – это компромисс. Достойную динамику и малый расход топлива владелец получит не просто так. Мириться придется, в первую очередь, с заметным уровнем шума. Для любого дизеля с непосредственным впрыском характерна жесткая работа на холостом ходу, и двигатель Opel Astra не исключение. Стоит завести машину, и никаких сомнений, что мотор построен по заветам Рудольфа Дизеля, не возникает. С вибрациями справились, развязав силовой агрегат с помощью гидроопор. Почувствовать их можно лишь на педали сцепления, да и то – в первой трети хода, когда привод уже нагружен усилием пружины нажимного диска, но муфта еще не разомкнулась. Ни на кузове, ни на других органах управления вибрации нет. А с шумом вышла промашка – не удалось отсечь «говорливый» агрегат от салона машины. С ростом оборотов характер звука меняется с отчетливо-раздельного тракторного рокота на ровный низкий гул, который ухо воспринимает гораздо спокойнее.
Учитывая относительно узкий рабочий диапазон двигателя, немаловажную роль в «облике» машины играет коробка передач. Для 1.9 дизеля предлагается единственный вариант КПП – шестиступенчатая «механика». Удачно подобранные передаточные числа позволяют прочувствовать мотор, но механизм выбора оставил противоречивые впечатления: продольный ход рычага (из нейтрального положения на включение передачи) невелик и радует четкой тактильной обратной связью, зато поперечные хода механизма выбора великоваты – быстрое переключение со второй на третью (при переключении 4-5 особенность выражена не так ярко) требует привычки. Отчасти в этом виноват тросовый привод КПП – он допускает некоторую свободу в механизме. Зато к приводу сцепления никаких претензий: все работает четко и «прозрачно». Ход педали и усилие на ней невелики, а момент смыкания дисков муфты прекрасно «ловится» обратной связью на педали.
Шасси Astra не претерпело никаких изменений по сравнению с бензиновой версией – классический МакФерсон передней подвески и упругая балка сзади. Больший вес дизельного силового агрегата компенсировали иными характеристиками упругих элементов передней подвески, и аккуратный подбор их характеристик позволил добиться надежной управляемости машины. Opel Astra надежно стоит на дуге поворота, плавно распрямляет траекторию под тягой, а на сброс газа реагирует прекрасным «заныриванием» в поворот. Все точно и надежно. Не последнюю роль в этом играет «прозрачное» рулевое управление. Усилие на «баранке» обеспечивает внятную обратную связь даже в околонулевой зоне.
Редакция благодарит General Motors CIS за предоставленный автомобиль