Примерное время чтения: 8 минут
281

Мифы коммунального царства

Сюжет ЖКХ: Памятки и инструкции
Фото: Мария Филатова

Миф первый

Управляющие компании – посредники между гражданами и поставщиками ресурсов (газа, воды, тепла, электричества). Чушь полная. Любая управляющая компания, которая давно и успешно работает на рынке, стремится расщепить платежи – и избавиться от прогонки безнала в адрес ресурсников через свои счета. В расчётных центрах таких УК граждане платят свои деньги ресурсным компаниям напрямую. Причины: постоянный контроль и жесткая уголовная ответственность за самые разнообразные нарушения. А тут расщепил платежи, гонишь деньги граждан напрямую – и живешь спокойно. Это как с налогами.

Миф второй

Управляющие компании – отмороженные, бесславные ублюдки на коммунальном рынке, которые стремятся разорить несчастных граждан, что последний хрен без соли доедают. Бред. Самые злостные неплательщики, по заявлению представителей управляющих компаний – люди вполне обеспеченные. Самые добросовестные плательщики – это наши пенсионеры, которые сначала предпочитают заплатить коммуналку – и только потом начинают считать, сколько они могут потратить на жизнь в том или ином месяце.
В реальности управляющие компании получают очень невеликую долю доходов. Это уборка и ремонт подъездов, вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифтов, обслуживание территорий общего пользования и инженерных коммуникаций, уборка от снега и мусора придомовых территорий. Основные коммунальные платежи – это платежи ресурсникам, которые, как правило, являются крупными федеральными компаниями (либо аффилированными с ними структурами).

Каждый год ресурсники, совместно с РАО ЕЭС, Газпромом, иными федеральными структурами повышают платежи за воду, газ, тепло и электричество на 15-20 процентов. При реальном росте инфляции в 6-8%. Вот уже и президент России Владимир Путин возмутился. То есть – цены, в основном, подымают за заоблачные вершины крупные федеральные игроки, а крайними делают …управляющие компании. Нормально, да? Между тем доля их расходов в платежке, как правило, не превышает 30-35%. Все остальное – это вода, тепло, газ и электричество. Именно эти две трети и тянут за собой львиную долю всех коммунальных расходов. И рост тарифов.

Миф третий

Управляющие компании постоянно подымают цены на свои услуги, пытаются получить максимальные прибыли, купить себе престижные джипы и вообще жить не по средствам. Полная ерунда. В семье не без урода, бывает и такое, но крайне редко. Самый прибыльный бизнес на земле – это торговля оружием, наркотики и проституция. Ни первым, ни вторым, ни третьим управляющие компании не занимаются. В том же Ханты-Мансийске многие УК тарифы на уборку придомовых территорий, обслуживание лифтов, иные местные платежи держат до упора.
Теперь вот вам несколько элементарных задачек из практики коммунальной жизни. В Ханты-Мансийске – современные газовые котельные. Как по-вашему, будут ли дешевыми тарифы на газ? Ответ: нет. Оборудование новое, амортизационные платежи каждый год существенные, всё это закладывается в тарифы.

Другой пример: Нягань. Самая плохая вода в округе из крупных городов. Будут ли платежи за воду низкими? Ответ: нет. Водозабор – в 37 километрах от города, на Хуготе. Возьмите трубу водовода в 37 километров, поделите затраты на всех жителей, которые пользуются централизованным водоснабжением… Впереди у Нягани введение программы «Чистая вода». Можете не сомневаться: тарифы на воду только увеличатся, потому что увеличатся затраты по соответствующей окружной программе, а их потом надо будет компенсировать. Время бесплатных услуг закончилось давным-давно. А СССР приказал долго жить ещё 21 год назад.

Миф четвертый

Самым страдающим оказывается наше нищее, бесправное население. Как я уже говорил, представители УК божатся, что самыми дисциплинированными плательщиками в Югре являются пенсионеры. То есть самая социально незащищенная категория населения. Так что, извините, очередные коммунальные сказки.

Второе: уровень правовой безграмотности населения просто зашкаливает. Как наши люди перестают платить за коммунальные услуги? «Всё несправедливо! Обдираловка!» И на эмоциях начинают копить долги… Что следует дальше? Растут пени, потом УК подает в суд – и очередное эмоциональное семейство внезапно выясняет, что на долги накручено пеней по 0,3% годовых за каждый день просрочки – и глава семьи этот договор подписал, не удосужившись вникнуть в текст! По жизни понять можно, а по закону приходят судебные приставы и начинают описывать имущество…

Третье: представители УК утверждают, что лучше всего порядок поддерживается там, где дома не выше трех этажей. 5, 9, 12, 16 этажей – быстро ломаются замки на дверях, курочатся лифты, «ушатываются» подъезды… И это – дети, знакомые, родственники живущих в новых домах. Сами купили квартиру – сами начинаем гадить и портить!

Миф пятый

Государство российское, в свое время накопив долги по ремонтам и обновлениям инженерных сетей в российских городах, участвовать в их обновлении глобально не собирается. 131 ФЗ «О муниципальном самоуправлении». Не государственное дело – всё сброшено в муниципалитеты. А финансовые источники для того, чтобы осуществлять масштабные и плановые ремонты, никто и не собирался обеспечивать. Может, просубсидируют, а может, нет.

Совместное субсидирование общедомовых ремонтов (общероссийский фонд ЖКХ, при создании товариществ собственников жилья) обеспечивает, по подсчетам, около 2% от общей потребности. В отдельных городах степень износа инженерных сетей – от 68 до 80%. Замечу, в северных городах (примеры – Нягань, Берёзово, Советский, Октябрьское). В отдельных поселках и деревнях канализация в принципе находится в зачаточном состоянии, котельные работают на угле, а электричество подается от дизель-генератора. Югра до сих пор не может обеспечить все свои населенные пункты электричеством по постоянной схеме, от ЛЭП. Потому что затраты – колоссальные.

Между тем на чём, в условиях перманентной муниципальной нищеты, живут муниципалитеты? На продаже или сдаче в аренду муниципальной земли. А также на жилищно-коммунальных денежных потоках. Так что отсутствие в России по факту муниципального самоуправления (нет соответствующего финансового обеспечения – нет и самоуправления) автоматически ведёт в коммунальному бардаку.

Надо и ещё одно отметить: централизованные инженерные сети хорошо работают только тогда, когда в них вовремя и в достаточных количествах вкладываются деньги. Не вовремя переложенный водовод в минус пятьдесят может переморозить половину города в 100, 200 или 300 тысяч человек. Вывод? Нужно делать систему надёжной и с запасом прочности.

Мнение экспертов

Галина Шуманская, председатель ТСЖ «Оптимист», г. Нягань:

В сфере ЖКХ огромная проблема с кадрами. Если раньше были БУРСы, которые готовили хозяйственников, то сегодня специалистов сферы ЖКХ практически не готовят. А здесь важно знать все нормы, разбираться во всех тонкостях законов, чтобы доходчиво объяснить людям, что к чему. Я, например, каждый год езжу на семинары. И ещё уровень культуры обслуживания должен быть на высоте. Образ сантехника с красным от выпивки носом должен исчезнуть навсегда.

Пётр Антипченко, сотрудник УК, г. Нефтеюганск:

Преобразования в сфере ЖКХ тормозятся популистскими заявлениями чиновников. Через СМИ они постоянно нападают на частный бизнес в сфере ЖКХ. Например, есть у нас в городе «РКЦ ЖКХ» - единый расчётный центр. Работа отлажена на принципах прозрачности, «единого окна» и «расщепления платежей». Президент к этому же призывал. А чиновники говорят, что РКЦ не нужен, что вся работа в сфере ЖКХ, оказывается, уже отстроена. И это при том, что долги в городе перед ресурсниками огромные. «РКЦ» отладил чёткий механизм взаимодействия между населением, ресурсниками, управляющими компаниями. Теперь этот механизм ломают. Наверное, чиновников раздражает, что Центр акционировался и умудряется и бесплатные услуги населению оказывать, например, по паспортному столу, и развиваться нормально.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах