Сезон отпусков стартовал, принеся с собой аншлаговый спрос даже на те внутренние направления, которые ранее не считались туристическими. Какие еще тенденции отмечается во внутреннем туризме, что происходит с ценами на поездки и куда готовы ездить россияне, в интервью aif.ru рассказала исполнительный директор Ассоциации Туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Aif.ru: — В 2023 году спрос на внутренний туризм поставил исторический рекорд — вырос на 20%. Этот год, по прогнозам экспертов, тоже обещает быть рекордным. Почему такой всплеск?
Майя Ломидзе: — Внутренний рынок рос всегда, независимо от того, что происходило. Динамика могла быть разной. И в допандемийный период, и в 2019-м, рекордном, и 20018-м, и 2002-м, в 2007-м — назовите любой год, и внутри страны всегда отдыхало в полтора-два раза больше людей, чем выезжало за границу. Сейчас просто этот разрыв стал больше.
— А в России за последние два-три года, какие направления особенно откровенно развились и куда люди стали больше ездить?
— Я, наверное, не смогу назвать ни один регион, куда не ездят туристы, за исключением, по понятным причинам, некоторых приграничных. Поэтому туризм сейчас развивается практически во всех регионах. Более того, в некоторых регионах побиты совершенно невероятные рекорды по количеству туристов, кое-где наблюдается нехватка мест. Это, например, Ставропольский край. Он никогда не был отстающим, это всегда было популярное туристическое направление, но, чтобы в июне могло не хватить качественных мест размещения, — такого история российского туризма не припомнит.
Я уж не говорю про Дагестан, который за последние несколько лет буквально, что называется, порвал всех. Динамика плюс
— Например, какие это локации?
— Сибирь и Уральский федеральный округ. Новосибирск активно поехал в Челябинск, есть такая история. Алтай, опять же, всегда был хитом продаж в Сибирском федеральном округе и соответственно Урал поехал активно в Тюмень. В общем, и не только Урал. Тюмень можно назвать прорывом последних нескольких лет, потому что этот регион вообще никогда не воспринимался как туристическипопулярное направление, и из-за того, что люди стали выезжать активнее в соседние регионы, в июле и августе практически везде наблюдается аншлаг, настоящий пик сезона, чего в предыдущие годы могло и не быть.
То есть все зависит от конъюнктуры, погоды, цен и так далее. Сейчас в июле-августе практически просто все закуплено. В связи с этим та стратегия, которую принял регулятор, а именно создание новых объектов размещения, пускай это некапитальные, пускай это модульные, казалось бы, не очень комфортабельные объекты, тем не менее, это очень востребованная история. По крайней мере то, что я видела, что возводится на субсидии и программы Министерства экономического развития, это не курятники, не какие-то хибарки, в которые стыдно поселиться. Непонятно, сколько это продержится, какой будет амортизация, как выдержат эти объекты два-три насыщенных сезона, но сейчас это прямо действительно спасение.
— А вот Рослесинфорг решил строить трехэтажные деревянные отели в лесу. Какие проекты сейчас есть, они реализуются?
— Я не видела пока реализованных проектов, но в целом концепция тоже правильная, потому что, когда людям хочется чего-то новенького, пускай в том же регионе, где они уже были много раз, не исключено, что они желают, чтобы это новенькое было где-то близко с природой, но при этом комфортное. С одной стороны, ты на природе, а с другой стороны очень не хочется, чтобы удобства были где-то во дворе. И, в общем, туалеты прямого падения или гравитационные, как их называют в некоторых регионах, не пользуется такой популярностью. Некоторые организации говорят, что это изюминка, что это такая фишка, и нашим туристам это нужно. Нет, не нужно. Нашим туристам сейчас нужен комфорт, и они готовы за него заплатить.
— Что еще, кроме комфорта, нужно нашему туристу?
— Водоемы. Море, безусловно, основной мотиватор летом, но у нас их пять, и этого недостаточно для такой большой страны. Поэтому, в целом, туристы готовы выезжать и к озерам, и к прудам, и к большим рекам. Поэтому Волга, Лена, Ангара, когда её почистят, Байкал, естественно. Это могут быть любые водоемы в Московской области, в Ленинградской области, в Свердловске. Это хороший повод для туристов, чтобы поехать. А если там есть еще комфортные объекты размещения — вот и удовлетворение второго условия. И третье — чтоб там было, чем заняться, что посмотреть, потому что, конечно, выезд на турбазу с тремя ящиками пива и сопутствующими, так сказать, атрибутами — это тоже никуда не девается, но, если говорить все-таки о каком-то платежеспособном массовом туристе, предпочтения немного поменялись.
— А всякие экзотические Курильские острова, там не знаю, Никольский полуостров, вот такие направления как себя чувствуют?
— Шантарские острова, Курилы, Никольский — они немножко в другой нише, я бы сказала. Это чистая экзотика, но в принципе по самому названию понятно, что экзотическое направление не может быть массовым, оно не емкое, оно не может принимать большое количество туристов, и это дорогие направления. То, что спрос на них высокий — это факт, но просто этот высокий спрос исчисляется, может быть, тысячами человек, но никак не миллионами, как в Краснодарском крае и Дагестане.
— Новая Анапа и новый курорт на Каспии, который строят. Насколько это нужно и своевременные, как и что там будет? Чего ждать?
— Что там будет — давайте посмотрим. Пока это все на уровне стройки и проекта выглядит очень симпатично. А нужно это было, что называется, вчера — и на Каспии, и в Анапе.
— А где еще нужно вчера?
— В Ставропольском крае тоже не хватает объектов размещения. Везде: в Московской области, в Краснодарском крае, в Ленинградской области, на Алтае, в Тверской, в Калужской, даже в Смоленской, в Карелии, в Архангельской области, в Мурманске — во всех перечисленных регионах, на Камчатке, на Сахалине, везде не хватает дорогих средств размещения и средств размещения, которые работают по системе «все включено».
Конечно, не на Камчатке, но условно в том же Краснодарском или Ставропольском краях система «все включено» по спросу в разы превышает имеющиеся предложения. Дорогих объектов очень не хватает, потому что они разлетаются как горячие пирожки, их бронируют в первую очередь. Это острая история. Бюджетного туристического класса тоже не хватает, но этот спрос он так или иначе удовлетворяется вот тем самым некапитальным строением, модульными гостиницами.
— А как изменилась цена отдыха, сколько стоит в этом году?
— В зависимости от региона. Мы выводили среднюю динамику роста цен. Безусловно, цены выросли везде, и если в Крыму они в среднем выросли на 5%, то в Московской области — на 20%, а в Краснодарском крае где-то на 17-18%. Рост цен обусловлен не только ростом себестоимости, комплектующих, энергоносителей и так далее, он еще во многом обусловлен конъюнктурой спроса. Чем выше спрос на определенные региональные курорты, тем выше динамика.
— А что насчет экскурсионного отдыха?
— «Экскурсионка» тоже подорожала, но не за счет того, что спрос как-то резко вырос, а из-за того, что происходит с транспортом. Практически все экскурсионные туры, так или иначе, это автобусные туры, то есть основная перевозка осуществляется на автобусах. И нет региона, в котором автобусная перевозка не выросла бы в цене по сравнению с прошлым годом на 30 или 50%, а в некоторых случаях — на все 70-80%. И, безусловно, это влияет на стоимость экскурсионных туров. Поэтому здесь нет такого роста спроса, как мы видим на пляже, здесь динамика чуть меньше именно потому, что цены выросли очень сильно.
— На фоне спроса «на воду», интерес к речным круизам тоже фонтанирует?
— Речные круизы тоже фонтанируют, хотя там тоже цены выросли где-то на 25%. Но тут все неравномерно, зависит от заезда. Условно говоря, июль-август хорошо продается, июнь — слабенько. Хорошо продается первая половина сентября, как ни странно.
— Теплоходов хватает?
— Вполне. На имеющийся спрос теплоходов хватает.
— Понятно. И финальный вопрос: пять вариантов идеального путешествия, которые рекомендуют АТОР для всех?
— Это самый сложный вопрос. Кому-то курочка, кому-то — свиной хрящик. Те, кто любит городской туризм, отдыхают в Москве, Санкт-Петербурге — это просто хиты, потому что Москва действительно стала городом-курортом, а Санкт-Петербург — это неисчерпаемая локация для городской охоты. Это город, в который можно приехать 150 раз, причем за один сезон, и у тебя все равно останется, что посмотреть. Но получается, что я обидела, например, замечательный город Тамбов, где можно просто погулять, прекрасный город Псков, где можно замечательно провести выходные и их тоже не хватит. Или Петрозаводск. Как сказать, какой лучший вариант городского отдыха?
Пляжный отдых. В Краснодарском крае всего полным-полно, в Приморье прекрасно ехать в начале июля, когда еще не наступил пик сезона, и это будет незабываемый пляжный отдых. Или на Сахалин, а оттуда отправиться на Курилы. Вот это получится одновременно пляжный, экзотический, приключенческий и активный отдых, потому что все эти элементы будут присутствовать.
Гастрономический отдых? У нас нет региона, где нет элемента гастронома. Просто где-то турист вынужден его отыскивать и откапывать каким-то образом, а где-то он прям на поверхности — в той же Тюмени с тюменской наливкой с соответствующей закуской, подготовленной. В том же Дагестане и вообще в любой республике Северного Кавказа. Или, опять же, я скажу про Санкт-Петербург — это, безусловно, еще и гастрономическая столица. Хотя Казань застолбила за собой этот высокий статус и не назвать Казань тоже не получается. В общем, как ни крути назвать просто пять вариантов идеального отдыха не получается никак.