Уроженец Британской Индии Эрик Артур Блэр, более известный как Джордж Оруэлл, доведись ему увидеть реалии современного спорта, съел бы свои легендарные произведения «Скотный двор» и «1984», даже не посолив. Потому что реальность 2021 года круче всякой антиутопии.
Без символики
Как известно, по решению Спортивного арбитражного суда, частично удовлетворившего иск Всемирного антидопингового агентства, российские спортсмены лишены права выступать под национальным флагом на Олимпиадах и чемпионатах мира на период до 16 декабря 2022 года.
В очередной раз пускаться в рассуждения на тему, насколько это наказание обоснованно, не хочется — каждый останется при своем мнении. Фактически же решение вступило в силу, и российские спортсмены привыкают жить в новых условиях. Хотя для кого-то уже и не новых.
Российский саночник Роман Репилов, первый наш чемпион мира под санкциями, в интервью ТАСС поведал о том, каков вкус подобной победы: «Этот RLF вместо надписи “Россия” выводит из себя... Состоялась церемония награждения, и было очень неприятно, когда звучал не наш гимн и висел не наш флаг. К сожалению, всё это уже в привычку входит, ведь на Олимпиаде в Южной Корее два года назад мы тоже выступали в нейтральном статусе. Сейчас уже всё не так чувствительно. Каких-то особых эмоций после победы, признаться, и не испытываю. Даже радоваться сил нет».
10 февраля 2021 года стартует чемпионат мира в одном из самых многострадальных, с точки зрения допинговых претензий, виде спорта — биатлоне.
В связи с введенными санкциями российские спортсмены будут выступать в новой экипировке, без указания государственной принадлежности. В сообщении на официальной странице Союза биатлонистов России в Twitter говорится: «В соответствии с решением Спортивного арбитражного суда на новой экипировке отсутствует государственная символика России, а логотип СБР выполнен в монохроме».
«Мы больше всех допингеры»
Разумеется, в случае побед россиян не будет подниматься флаг России и звучать гимн нашей страны. И, конечно, не позволено россиянам финишировать с национальным флагом, ибо за это предусмотрено наказание.
Но, оказывается, и это еще не все. Как сообщает ТАСС со ссылкой на Международный союз биатлонистов, в период чемпионата мира российским спортсменам и тренерам рекомендовано не публиковать в социальных сетях изображение государственных символов страны. В противном случае нашим представителям может быть вынесено предупреждение.
Что кроется за «предупреждением», до конца непонятно. Но гипотетически можно представить себе ситуацию, когда российского атлета лишают награды, приговаривая: «Это тебе за то, что постил флаг!»
Нашлись в России и те, кто данное решение поддержал. Причем единодушие проявили деятели, которые еще вчера выясняли между собой отношения — четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов и комментатор Дмитрий Губерниев.
Тихонов заявил Sport24: «Думаю, мы это заслужили. Чему удивляться? Про личную неприкосновенность можно было бы говорить при порядочности и отсутствии допинга. А у нас и того и другого через край. Так что я бы еще строже наказал, мы больше всех допингеры. Чего мы еще хотим, если нас уже выгнали из Международного союза биатлонистов? Мы не можем рассчитаться с долгами, комментатора нашего норвежцы обозвали глупым и неотесанным».
Губерниев высказался так: «А у нас есть какой-то выбор?... Сейчас мы можем махать кулаками, выступать с демонстрацией — это что-то изменит? Нет. Для того чтобы впредь не попадать в такую ситуацию, нужно не жрать допинг, укреплять свои позиции на международной арене, восстанавливать статус СБР, наращивать экономические мускулы. Чтобы можно было справляться с ситуацией. А у нас сейчас нет выбора».
Санкции без границ
Оставим Тихонова и Губерниева каяться в своих и чужих грехах и задумаемся вот над каким вопросом: а при чем здесь соцсети?
Чемпионат мира по биатлону 2021 года проводится в словенской Поклюке, а не интернет-пространстве. Аккаунты спортсменов никакой привязки к мировому первенству не имеют. То есть если какой-то болельщик заинтересуется тем, что пишет во время состязаний тот или иной участник, ему придется самому поискать соответствующую страничку.
Но, оказывается, Международный союз биатлонистов полагает, что он вправе цензурировать то, что публикуют российские спортсмены и тренеры. Причем, повторим, речь идет даже не о словах, а о картинках.
За последние годы российские спортивные функционеры столько раз шли на компромиссы, признавая те или иные санкции, что, наверное, пора бы к этому привыкнуть.
Но гибкостью убеждений обладают не все. И поэтому возникает крамольный вопрос — а существуют ли какие-то рамки, за которые унижение российских спортсменов не зайдет?
Мой номер 245
Почему, собственно, нельзя в соцсетях публиковать изображение национальной символики? Потому что из-за этого люди узнают, что имеют дело со спортсменом из России?
Но по такой логике россиянам на чемпионате мира нужно запретить говорить на русском языке, ибо это еще вернее выдает их принадлежность к санкционной стране. А заодно и обязать вести трансляции на английском, дабы не нарушать одобренный Спортивным арбитражным судом режим наказания.
Не говоря уже о том, что у этих русских какие-то вызывающе русские имена и фамилии, что тоже можно считать скрытой демонстрацией национальной принадлежности. Потому следующей идеей может стать замена имен и фамилий спортсменов из России обычными номера — атлет номер 25, атлет номер 42, атлет номер 67 и т. д.
Прогрессивность международных спортивных функционеров в плане санкций такова, что и не знаешь даже, что они еще введут в отношении россиян? Может быть, дань?