Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) допустила до официальных соревнований под нейтральным флагом ещё семерых россиян. На фоне тотального «игнора», действующего с осени 2015 года, это широкий шаг вперёд. «ИААФ большой, ему видней», — мог бы сказать Владимир Семёнович Высоцкий, доведись ему жить в наши дни.
АиФ.ru поднимает историю вопроса.
Как это было?
В конце 2014 года немецкий журналист Хайо Зеппельт презентовал скандальный фильм, посвящённый, как бы это подипломатичнее выразиться, нравам российской лёгкой атлетики.
Из ленты следовало, что королева спорта в России безнадёжно подсела на допинг и не собирается с него слезать. Вторая часть кино вышла на экраны в августе 2015, после чего Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) провело расследование. Его итогом стало временное исключение Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА) из ИААФ: право участвовать в официальных соревнованиях потеряли все российские легкоатлеты, включая ветеранов, юниоров и инвалидов.
Перед Олимпийскими играми в Рио-де-Жанейро ИААФ допустила возможность подачи россиянами индивидуальных заявок на участие в Играх под нейтральным флагом, но разрешение в итоге получила только прыгунья в длину Дарья Клишина. Зимой 2017 года ИААФ несколько смягчила условия допуска наших спортсменов на международную арену: допинг-тестирование теперь не обязательно проходить вне России. Разумеется, многие этим шансом немедленно воспользовались.
Кто помилован?
11 апреля официальный сайт ИААФ опубликовал новый список помилованных россиян. В него вошли:
- действующий чемпион мира, двукратный чемпион Европы в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков;
- действующая чемпионка мира, серебряный призёр чемпионата Европы по прыжкам в высоту Мария Кучина;
- Илья Мудров и Ольга Муллина (прыжки с шестом);
- Сергей Широбоков и Яна Смердова (спортивная ходьба);
- Даниил Цыплаков (чемпион Европы-2015 по прыжкам в высоту в помещениях);
Ранее индульгенция была выдана Анжелике Сидоровой (чемпионка Европы-2014 по прыжкам с шестом), Кристине Сивковой (бронзовый призёр чемпионата Европы-2014 в эстафете 4×100 м) и Алексею Сокирскому (метание молота).
Кто казнён?
Семь раз сказав «да», ИААФ вместе с тем отклонила 17 индивидуальных российских заявок.
В числе непрощённых: Никита Андриянов (бег на 400 м с барьерами), Елизавета Федосеева (200, 400 м), Светлана Титова (800 м), Константин Петряшов (100, 200 м, 4×400 м), Александра Бушкова, Анастасия Евачева, Алексей Головин, Анастасия Калашникова, Юлия Турова (все — спортивная ходьба), Феликс Шестопалов (десятиборье), Мария Аглицкая (бег на 100 м с барьерами).
Ранее, в феврале, отказ в допуске получили: Анна Крылова (тройной прыжок), Анастасия Калина (бег на 1500 м), Александра Гуляева (бег на 800 м), Денис Лукьянов (метание молота), Евгений Соловьёв и Максим Афонин (толкание ядра).
Кто на «листе ожидания»?
Индивидуальные заявки на допуск к стартам под нейтральным флагом минувшей зимой подали в ИААФ около 100 российских легкоатлетов. Таким образом, ещё более 70 заявок находятся на рассмотрении.
Динамика исполнения процедуры не разглашается. Принципы лояльности неясны. Прогнозы не имеют смысла.
Когда мы их увидим?
Главный старт нынешнего легкоатлетического сезона — чемпионат мира в Лондоне, который пройдёт с 5 по 13 августа. Получается, что вместе с давно имеющей допуск к соревнованиям Дарьей Клишиной «нейтральная Россия» будет, по ситуации на данный момент, представлена как минимум 11 спортсменами, в случае если их спортивные результаты будут соответствовать нормам допуска.
Однако щедрый жест ИААФ вовсе не означает, что отныне помилованные россияне — званые гости на соревнованиях, участие в которых остаётся в ведении организаторов. Например, престижная серия «Бриллиантовая лига», крайне ревностно следящая за собственным имиджем, может воздержаться от шага навстречу, если речь идёт не о спортсменах уровня Кучиной и Шубенкова (они гарантируют коммерческий успех).
«Бриллиантовая лига» стартует этапом в Дохе 5 мая. Кучина и Шубенков уже объявили, что включатся в календарь с 3 этапа, который состоится 26 мая в американском Юджине. Стоит отметить, что победа на этапе «Бриллиантовой лиги» стоит 10 тысяч долларов, а в общем зачёте — все 50.
Что сказано?
«Силы есть, эмоции есть, всё есть, будем работать. Я рада, что теперь буду в секторе с сильнейшими прыгуньями в мире. Радует, что конкуренция наконец-то будет большая и настоящая, — заявила Мария Кучина в интервью агентству „Р-Спорт“. — Главное сейчас — не отвлекаться и продолжать тренироваться, не думать на этой волне, что мы крутые, а продолжать работать в том же духе. Чувства на самом деле очень смешанные. Вроде должны и радоваться, а чему радоваться? Это наше законное право было всегда. Отстранения вообще не должно было быть. Есть ещё те, кто до сих пор ждёт ответа на заявки. Есть и отклонения. Так что всё очень странно».
«Что касается чемпионата мира, давайте не будем вести вопрос о нейтральном флаге, — сказал в общении с журналистами министр спорта РФ Павел Колобков. — Это неправильная позиция международной федерации. Они представляют Россию. Это недопустимое решение со стороны ИААФ и любой другой международной организации. Я сам выступал в 1992 году под нейтральным флагом, но тогда не было страны. И тот случай должен быть единственным».
«В данный момент это для нас хоть какая-то надежда на то, что спортсменам дают возможность выступить, — считает чемпионка Олимпийских игр-2004 в прыжках в длину Татьяна Лебедева. — Мнения разделились: кто-то говорит, что не нужно выступать под нейтральным флагом. Я считаю это всё-таки псевдопатриотизмом. Нужно думать стратегически, на десять шагов вперед. Это индивидуальный вид спорта, где нужно думать не о солидарности. Даже в такой момент они должны выступать на соревнованиях под нейтральным флагом. Это наши спортсмены, имеющие потенциал принести медали на следующих Олимпийских играх».
«Недопуск пока никто не оспаривает, потому что они только начали выдавать решения, — отметил в интервью „Р-Спорт“ спортивный юрист Артём Пацев. — Но теоретически оспорить отказ будет очень сложно, потому что критерии слишком размыты. Непонятно, как принимается то или иное решение. И непонятно, есть основания для оспаривания, или их просто нет. Все решения очень субъективны: одних допускают, других — нет».