Владимир Полупанов, «АиФ»: Валерий Георгиевич, для вас стало большим ударом, когда в марте 2014 г. вас уволили с поста главного тренера «Спартака»? Всё-таки вы брали с командой «серебро» - и это, как ни крути, лучшее достижение клуба в новейшей истории.
Валерий Карпин: Конечно, было ударом. Меня убрали в момент, когда команда была на третьем месте и имела все возможности бороться за то, чтобы стать чемпионом России.
- Не знаю, почему получилось у Трефилова. А если говорить про футбол, то вспомните: когда наша сборная в последний раз выходила из группы на международных турнирах? Давно. Увы, это уровень нашего футбола. Поэтому и предел мечтаний у нас такой.
Две беды
- В интервью двухлетней давности вы сказали: «Очевидно, что говорить о развитии футбола к 2018 г. неуместно. За 4 года мы не вырастим чемпионов мира». Почему вам это было очевидно, а остальным нет?
- Мне ещё 8 лет назад было очевидно, что это путь в никуда. Можно долго рассуждать на тему, почему у нас такой уровень сборной. Но если коротко, то степень конкурентной среды у наших футболистов очень низкая. А если тебя конкуренция не подталкивает к тому, что надо каждый день выкладываться на максимуме, если в этом нет необходимости, любой, даже самый трудолюбивый и талантливый футболист не будет этого делать.
- Вот ещё ваши слова: «Если у игроков нет самоотдачи, то виноват я». А игроки не виноваты?
- В любой другой стране - да, виноваты. А в нашей стране игроки никогда не виноваты. Это я говорю с сарказмом.
- Вспомним скандал с Кокориным и Мамаевым, которые, распивая дорогое шампанское в Монте-Карло, «праздновали» свой позорный вылет с Евро-2016.
- Они не праздновали, а просто отдыхали там во время своего отпуска. Проблема в том, что это попало в Интернет, а потом вызвало такой резонанс. Если бы они сидели дома с этим же количеством ещё более дорогого шампанского и никто об этом не узнал, тогда всё было бы нормально.
- То есть вы их не осуждаете?
- Осуждаю. Это неправильно. Но эту историю раздули больше, чем она того стоит.
- По вашим словам, две главные беды нашего футбола - это лимит на легионеров и большие зарплаты. Эти две беды остались?
- А высокие зарплаты откуда берутся? Из-за лимита. Если я могу купить клубнику только у одной бабушки, она заломит цену 100 евро за одну клубничку. А если есть 10 бабушек, то я выберу самую дешёвую и самую вкусную ягоду.
- Что сейчас надо сделать главному тренеру сборной России Станиславу Черчесову, а, возможно, не только ему одному, чтобы на домашнем ЧМ в 2018 г. нам не было мучительно больно?
- Черчесов находится на должности тренера, вот пусть он и думает, что нужно сделать, чтобы ему не было мучительно больно. Он, наверное, лучше всех это знает.
- А что бы вы сделали?
- Если бы я там был, я бы тогда и делал. Зачем фантазировать?
- У меня впечатление, что все живут только 2018 годом, а после хоть трава не расти, и после ЧМ у нас на футбол вообще махнут рукой - кризис на дворе.
- Я так не думаю. Инфраструктура, построенная к ЧМ, останется. Это в любом случае даст толчок развитию футбола.
- Вы говорите: «Мы почему-то всё время равняемся на Испанию, Германию, Италию. Нам до них как до Луны. Нужно равняться на Словакию, Чехию». Можете пояснить вашу мысль? Всё-таки нельзя Россию сравнивать со Словакией, где людей живёт меньше, чем в Москве.
- А в Бразилии живёт намного больше людей, чем в Чехии. Однако в хоккей чехи обыграют бразильцев. Поэтому дело не в количестве людей, живущих в стране, а в уровне. И не только игроков, в уровне всего - инфраструктуры, тренерских методик, конкуренции. Наш уровень футбола - это Словакия, Швейцария, Австрия.
Разбор матча
- Поговорим об уровне российских тренеров. Можно по пальцам пересчитать тех, кто работал в Европе, - только вы и Станислав Черчесов. Это можно считать объективным критерием оценки российской тренерской школы?
- Думаю, нет. Для начала нужно знать английский язык. А у нас единицы тренеров знают иностранные языки. В этом главная загвоздка.
- Капелло, Адвокат, Хиддинк - их подавали нам как великих тренеров. Почему у них ничего не получилось? Они не великие или у нас команда такая?
- И то, и другое. И тренеры не великие, и команда такая.
- Вы нынче работаете экспертом на телеканале «Матч ТВ». Означает ли это, что вы для себя закрыли возможность работы в качестве тренера?
- Конечно нет. Для меня это совмещение приятного с полезным. Канал предоставляет телезрителям полную комментаторскую и экспертную оценку. Считаю, что зрителю важно понимать подоплёку тех или иных решений тренера, игровых моментов и как итог результатов матчей. Нужно видеть «изнанку» игры.
- Многие воспринимают разбор ошибок как критику.
- Я не отмечаю ошибки, а анализирую то, что происходит. А почему это происходит - вопрос не ко мне.