Примерное время чтения: 10 минут
3615

Ушёл Владимир Перетурин. А вместе с ним ушла эпоха

Владимир Перетурин.
Владимир Перетурин. Кадр youtube.com

Вместе с людьми такого калибра уходит целая эпоха, и нет в этих словах никакого пафоса. Владимир Иванович Перетурин взрастил на своих репортажах несколько поколений, а его «Футбольное обозрение» вошло в золотой фонд отечественной спортивной журналистики.

Это была «классика олдскула», как пробрасывают сегодня — небрежно, походя юные современники Перетурина, воспитанные на чаще всего скороспелых, плоских, недобрых интернет-комментариях. Не привыкшие, не умеющие, да и не желающие вникать в суть футбола. Современники с приставкой «экс»…

«Нормально я справлялся»

Перетурин прожил в футболе всю жизнь. Играл и неплохо играл! в командах мастеров, целых 25 матчей провел в классе «А», как называли во второй половине прошлого века высшую лигу. Был защитником, работал чаще всего по флангу, «держал» в том числе и таких гигантов, как Эдуард Стрельцов, Михаил Месхи, Валерий Лобановский.

Я против Миши Месхи играл, рассказывал Перетурин в интервью «Спорт-Экспрессу». Потрясающий футболист. Для меня страшнее соперника не было. Но обыграть меня не мог! Всех на свой финт ловил а меня не мог. Нормально я справлялся.

Самый переоцененный футболист тех лет?

Лобановский!

Вот так ответ.

Ничего в нем особенного не было. Хотя угловые подавал божественно. Это было. Против Лобановского я тоже играл. До Месхи ему далеко было!

До Стрельцова тоже?

Я к Эдику в тюрьму ездил!

Как вас туда занесло?

Он в Вятлаге сидел, а я как раз в Кирове играл. Дай-ка, думаем, навестим. Отправились с приятелем. Оказалось, Эдика в лагере библиотекарем назначили. Не цветущий он был, конечно…

Так легко было попасть к Стрельцову на свидание?

Наш шеф был генерал милиции Носаков. Как скажет так и будет. В том лагере не один же Эдик был, еще футболисты. Пара человек из Горького…

Играть против Стрельцова приходилось?

А как же?! Пригласили меня в «Адмиралтеец». Приезжаю в Ленинград а команду разогнали, осталось только «Динамо». Стал за него играть. Нашему центральному защитнику Леве Шишкову говорю: «Эдика не трогай!». Тот усмехнулся. Выходит на поле и сразу Стрельцову по ногам. А тот здоровенный, разозлился – по нашему Леве пробежал и забил…

Свой среди своих

В биографии футболиста Перетурина только один титул, но зато серьезный, веский: выиграл в составе сборной Москвы Спартакиаду народов РСФСР, в которой зажигали тогда такие люди, что нынешняя РФПЛ отдыхает. Получил звание мастера спорта (а этот значок в советские времена абы кому не давали). Побегал за три динамовские команды (Москва, Киров, Ленинград), закончил в рыбинском «Сатурне». В общем, пару пудов футбольной соли сгрыз точно: игру знал изнутри, чувствовал ее и понимал, любил не вычурной, показной любовью, а душой и сердцем.

Игроцкая карьера Перетурина завершилась в без малого 30 лет норма по тем временам, когда спортивная медицина и искусство восстановления выглядели на фоне сегодняшних чудес по-детски наивно. Закончил параллельно истфак, а уже через два года, в 1970 году, был зачислен в штат спортивной редакции Центрального телевидения. Не в кадр, разумеется чтобы пробиться в эфир, нужно было выдержать жесточайшую конкуренцию, десять, сто и тысячу раз доказать свой уровень, а на «роли второго плана». Помогал, короче говоря, зубрам, мэтрам да профессорам вроде Озерова.

Кстати, именно Николай Николаевич, как гласит легенда, исполнил функцию драйвера в запуске карьеры телекомментатора Перетурина. Озеров работал прямой эфир с футбольного матча между сборными Югославии и СССР и в какой-то момент техника дала сбой: пропал сигнал. Ситуация нештатная, но для телевидения вполне рабочая. Молодой Перетурин, страховавший Озерова в московской студии, не сдрейфил, подхватил знамя и оказался на высоте. С той поры из основной обоймы уже не выпадал. Чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры (причем речь не только о футболе, смежные спортивные специальности тоже приходилось осваивать) Владимир Иванович прожил в спортивной тележурналистике насыщенную, яркую, красивую жизнь.

Что сказать о его профессиональной манере? Наверное, это дело вкуса или, может быть, клубных пристрастий. Так было во все времена спортивных телекомментаторов или любят от всей души, или яростно ненавидят. Таков их крест.

Но как бы то ни было, Перетурин ценили за то, что в своих репортажах он никогда не тянул одеяло на себя. Голос его был, как правило, негромок, интонации ровны, симпатии скрыты. Зато подметить и «раскрутить» невидимую обывательскому глазу деталь это был его фирменный приемчик. По тактике пройтись (это сейчас все мы не только тактики, но даже и стратеги — диванные, правда, зато каждый со своим эфиром, стоит всего лишь пару кнопок на телефоне нажать); выдать «инсайд» (слова такого в перетуринские времена, правда, не было, обходились термином «свежая информация»); отгрузить в ироничной манере порцию критики или за дело умеренно похвалить (за это Владимира Ивановича ценили профессионалы, признавая в нем своего, «футболера от сохи»).

Перетурин действительно стал классиком жанра, унаследовав этот неофициальный статус у Вадима Синявского и Николая Озерова. И разделив его по справедливости с коллегами по цеху, одним из которых был Владимир Маслаченко.

Владимир Перетурин
Владимир Перетурин. Фото: www.globallookpress.com

Король эфира

Поздней осенью 1980-го на главном канале страны вышло «Футбольное обозрение» совершенно уникальный по тем временам проект, которому была суждена долгая жизнь. Почти два десятилетия прожила программа, и все эти годы у нее был бессменный ведущий Владимир Перетурин. «Фишкой» эфиров считались «нарезки» всех (ну или почти всех) голов, забитых в матчах очередного тура чемпионата СССР. Невиданный для тех лет уровень прогресса! Раз в неделю к экранам телевизоров прилипала как минимум половина взрослого населения огромной страны и Владимир Иванович в течение целых 30 минут был королем всесоюзного эфира…

Примерно через год после того, как Перетурина ударил первый инсульт (1998), «Футбольное обозрение» тихо схлопнулось. Пришло время новых технологий и новых кумиров. Новой аудитории, в конце концов.

И Владимир Иванович, как говорят в футболе, побрел с ярмарки. Нет, с радаров не пропал был членом исполкома РФС до 2003 года, получал время от времени эфиры на телевидении и радио, выступал экспертом в газетах, но до былых популярности и влиятельности дотянуться было уже нереально.

Будем помнить

В начале 2012-го его настиг второй инсульт. Подняться Перетурин уже не смог.

Я не знаю, что привело к этим инсультам: Володя полжизни занимался спортом, никогда не курил, не пил, вспоминала в интервью «Собеседнику» супруг Перетурина Ольга. После первого инсульта были тяжелые последствия: пропала речь, серьезно нарушилась координация движений, но у него было огромное стремление вернуться к жизни, он осознавал свой дефект и боролся с ним, поэтому восстановился и вернулся в эфир. В то время на телевидении руководил Борис Березовский и, узнав, что у мужа случился инсульт, подключил лучших врачей, определил его в элитную больницу, а потом в санаторий для реабилитации. Как бы ни относились к личности Бориса Абрамовича, для нашей семьи он сделал очень много хорошего. А когда у Володи случился повторный инсульт, его увезли в обычную больницу, и то не сразу, сначала врачи «скорой» вообще отказывались его госпитализировать, так как не верили, что это инсульт. Потом один молодой доктор взял на себя ответственность и отвез Володю в больницу, но все равно время уже было потеряно. Потом мы прибегли к платной медицине, потратили все деньги на неврологов и реабилитологов, но так как у него было глубокое поражение лобных долей, то восстановиться ему не удалось. Одно время к нам на дом приходил врач, который занимался с ним, пытался поставить мужа на ноги, но все впустую…

Так и не встал. Земля вам пухом, Владимир Иванович. Будем помнить.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы