В среду, 23 декабря, подошла к концу работа президента Международной футбольной федерации (ФИФА) Йозефа Блаттера в мировом футболе. На благо самой популярной игры в мире швейцарец трудился на протяжении всей своей жизни. 17 из пока прожитых на этой планете 79 лет функционер провел в должности главы ФИФА.
«Я завершил свою работу в футболе. Я потерял веру в нашу организацию 27 мая, когда вмешались органы юстиции США. В тот же день они представили ФИФА как мафиозную структуру», — заявил Блаттер.
Сейчас имя Блаттера в основном связывают с коррупцией в мировом футболе, хотя его причастность пока ни в одном из эпизодов доказана не была. Благодаря информационной волне в СМИ Блаттер становится символом мировой коррупции. К сожалению, правила функционирования современного общества таковы, что швейцарца запомнят именно в связи с этим скандалом, хотя ни один человек на планете, возможно, не сделал для развития футбола на планете столько, сколько сделал Блаттер.
Деньги
В 1998 году, когда Блаттер был избран президентом ФИФА, сменив на этой должности задержавшегося во главе организации на долгих 24 года Жоао Авеланжа, прибыль Федерации составляла 133 миллиона долларов. Год ФИФА закрыла с убытком в 66 миллионов, который нечем было покрыть. Последним полным годом для Блаттера на посту президента стал 2014 год. Общие доходы ФИФА в том году составили 2,1 миллиарда долларов, а чистая прибыль организации — 150 миллионов долларов.
При всем при этом, Блаттер, в отличие от своих предшественников, которые получали деньги в основном от продажи прав на трансляции чемпионатов мира, научился получать доход и из других источников. Прибыль от реализации телеправ составила лишь половину из тех самых 2,1 миллиардов долларов.
Если вдуматься, то ФИФА отстраняет человека от футбольной деятельности за платеж в 2 миллиона евро, который просто не был оформлен должным образом. Блаттера вываляли в грязи за то, что его суточные составляют 500 евро в день, а съемные апартаменты стоят 1000 евро в неделю. Разве не правильно ли было бы закрыть на это глаза, если его способности позволяют организации зарабатывать по 2,1 миллиарду долларов в год? Все его излишества при таких условиях окупаются, причем с лихвой.
География чемпионатов мира
Блаттер очень многое сделал и для распространения футбола на нашей планете, его популяризации. Одна только телеаудитория финального матча чемпионата мира с 1998 по 2014 годы выросла на 1,2 миллиарда человек. За игрой наблюдал почти каждый второй житель нашей планеты.
При Блаттере же расширилась и география стран, в которых проводится мировое первенство по футболу, Если ранее чемпионат мира проходил исключительно на двух континентах, то с 1998 года были задействованы еще и Азия с Африкой. Да, решение отдать ЧМ-2002 Японии и Корее было принято в 1996 году, когда Блаттер еще не был главой ФИФА, но даже тогда он оказывал большое влияние на организацию. А в 2010 году мировое первенство впервые в истории прошло в Африке — в ЮАР. И как бы мы ни относились к тому Мундиалю, отрицать, что он многое дал «черному» континенту, невозможно.
Сейчас основная критика в адрес Блаттера связана с тем, что ЧМ-2018 пройдет в России, а ЧМ-2022 — в Катаре. Сильные мира сего, Англия и США, претендовавшие на право принять турнир, с таким порядком вещей не согласны. Но в этих странах футбольный праздник уже гостил, а в России и Катаре никогда. Мундиаль в России станет первым чемпионатом мира в Восточной Европе, а первенство планеты в Катаре — первым на Ближнем Востоке и первым в стране, официальной религией которой является ислам. Если вдуматься, это просто огромный шаг к популяризации футбола во всем мире.
Не только футбол
Именно при Блаттере мир узнал, что кроме классического футбола, существует еще бесконечное множество его вариаций, которые также достойны внимания, упоминания и любви.
Именно при нынешнем, опальном президенте ФИФА, на должный уровень вышли чемпионаты мира по футболу среди женщин. При нем аудитория этого турнира выросла многократно, да и количество участвующих команд увеличилось в два раза — с 12 до 24.
Получив расширенное финансирование, популярностью начали пользоваться такие виды спорта, как мини-футбол, футзал и пляжный футбол, шефство над которыми в полной мере взяла на себя ФИФА.
Клубный чемпионат мира
Не так давно испанская «Барселона» стала очередным клубным чемпионом мира по футболу, одолев в финале аргентинскую команду «Ривер Плейт» со счетом 3:0. В этом поединке сошлись победители европейской Лиги Чемпионов и южноамериканского аналога — Кубка Либертадорес.
Идея же создания этого турнира под эгидой ФИФА принадлежала именно Йозефу Блаттеру. Первое мировое первенство среди клубов прошло в 2000 году и носило коммерческий характер. Пять лет спустя турнир состоялся вновь, но уже в официальном статусе чемпионата мира ФИФА.
В турнире принимают участие сильнейшие клубы всех континентов, которые победили в турнирах, аналогичных европейской Лиге Чемпионов. Также в соревновании, как и в обычном мировом первенстве, имеет право принять участие сильнейшая команда принимающей турнир страны.
Золотой мяч
Увидев заголовок, многие могут возмутиться, мол «Золотой мяч» вручался лучшему футболисту мира задолго до того момента, как Зепп Блаттер вообще стал президентом, и даже начал трудиться на футбольном поприще. Это так, но есть один важный нюанс, который касается современного «Золотого мяча».
Дело в том, что только при Блаттере эта награда получила официальный статус. До этого, до 2010 года, когда был назван первый обладатель «Золотого мяча» по версии ФИФА, существовало сразу две версии, по которым определялся лучший футболист мира. Первую объявлял французский футбольный журнал FranceFootball, вторая принадлежала ФИФА. В 2010 году две версии слились воедино и планета получила единственного лучшего игрока планеты. Им, кстати, стал аргентинец Лионель Месси.
Более того, именно под эгидой ФИФА в рамках церемонии награждения лучшего игрока планеты начали выделять заслуги также и лучшей футболистки мира, лучшего тренера года, собирать символическую сборную мира, а также определять лучший гол, забитый за 365 дней.
Золотой гол
Не пугайтесь, мы не будем хвалить Блаттера за введение в силу «золотого» гола, или, как его еще называли, гола «смерти». Более того, это была не его идея — в дополнительное время досрочно засчитывать победу команде, которая забила мяч в ворота соперников.
Йозеф Блаттер: в России с любовью
Йозеф Блаттер: в России с любовью
Наоборот, мы хотим сказать Блаттеру спасибо за отмену этой «внезапной смерти», которая наступала в тот момент, когда команда еще могла доказать свою состоятельность и вырвать победу в последние секунды дополнительного времени, за что мы и любим футбол.
Натурализация
И вновь мы будем благодарить Блаттера не за то, что иностранные футболисты имеют право играть в других национальных сборных, если им вдруг захотелось принять участие в международных турнирах, а в своей стране в список лучших они не попадают.
Наоборот, именно Блаттер создал тот барьер, который не позволяет размыть границы дозволенного в мировом футболе. До него сменить свою спортивную национальность мог любой желающий, стоило ему только провести в новой для себя стране пару-тройку лет. Этим зачастую и пользовались слабые сборные, приглашая в свой состав бразильских и аргентинских футболистов, которые не имели возможности играть за свои сильные команды.
Теперь же футболист имеет право выходить на поле в футболке страны, которая не является его родиной лишь при одном условии — он должен отыграть в клубе, принадлежащем этому государству, не менее пяти сезонов. ФИФА отказывается даже признавать предоставленное игрокам гражданство нового государства.
Не забывай свои корни
Также к достоинству Блаттера необходимо отнести и тот факт, что, несмотря на сильнейшее влияние со стороны прогресса, футбол остается таким, каким его видели наши отцы и деды.
Со всех сторон раздаются призывы к ФИФА о внедрении новых, современных технологий в классический вид спорта. Однако чиновники сопротивляются этому, как могут, боясь, что при автоматизации определенных процессов, игра потеряет свою идентичность и станет неинтересной.
Так, например, в ФИФА до сих пор отказываются вводить применяемые уже практически во всех остальных видах спорта, видеоповторы спорных эпизодов.
Однако упорство ФИФА не означает, что футбол стоит на месте. Нет. При Блаттере была введена система автоматического определения взятия ворот, на лицевой линии появилось по одному дополнительному арбитру, а главные судьи были оснащены переговорными устройствами для совещаний с коллегами, а также исчезающим спреем, который позволяет им контролировать действия футболистов при стандартных положениях, таких, как штрафные и свободные удары.