Примерное время чтения: 9 минут
1205

Евгений Ловчев: «Большие деньги оказали нашему футболу медвежью услугу»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Когда всю страну газифицируют? 17/06/2020
Евгений Ловчев.
Евгений Ловчев. www.globallookpress.com

19 июня возобновляется чемпионат России по футболу.

В интервью «АиФ» знаменитый защитник сборной СССР и «Спартака» Евгений Ловчев рассуждает, что будет с футболом после паса от коронавируса, оценивает ноги российского чемпионата и вспоминает, как хотели отправить в отставку Черчесова.

Владимир Полупанов, «АиФ»: Евгений Серафимович, а ведь были сомнения – доигрывать ли чемпионат в сложившейся ситуации?

Евгений Ловчев: Я с самого начала считал, что надо попытаться доиграть. И мне смешно слышать, когда сегодня футболисты говорят: мы не успеем подготовиться, мышцы порвём. Вообще-то профессиональный спортсмен всегда должен быть готов! Я не могу понять: а что мешало футболистам в период карантина бегать, поддерживать форму на даче? Ребята, у вас столько бабла, даже если у вас нет дачи, вы что, не можете её арендовать? Или наши игроки только в Инстаграме показывают, как они отжимаются? 

И меня нисколько не задевает, что на трибунах пока не будет зрителей. Это не мешает ни смотреть футбол по ТВ, ни играть в него. Когда я сам играл, меня спрашивали: «А ты слышишь, что кричат на трибунах?» Я отвечал: «Нет». Выходишь на поле, и у тебя как будто беруши в ушах, не обращаешь внимания ни на что, слышишь только подсказки игроков и тренера.

Когда было много бабла…

– Скажу откровенно, я тоже скучал по футболу. Но больше по испанскому и английскому, нежели по российскому. Давайте будем честными, уровень футбола определяется не в матче «Уфа» – «Тамбов», а в еврокубках. А там мы уже давно в роли статистов.

– Сейчас ведущие европей­ские клубы – это, по сути, сборные мира. Условно говоря, «Барселона» – это первая сборная мира, «Реал» (Мадрид) – вторая, «Манчестер Сити» – третья и т. д. А, например, наш «Зенит», где играют полузаметные иностран­цы, которые нам достались в этой делёжке, – это сотая сборная мира. Большая проблема нашего футбола – это отсутствие системного подхода в подготовке подрастающего поколения. У нас деньги идут не на развитие детского и юношеского футбола, а на то, чтобы привезти пару футболистов с именем, чтобы покочевряжиться. Помните, играли Это’о и Роберто Карлос в «Анжи» (Махачкала). Казалось, что они поднимут уровень футбола в регионе. Но – нет. Наоборот, мы их опустили до своего уровня. И большие суммы, которые мы на них потратили, были просто вывезены из страны.

Все стали привыкать к тому, что не надо работать, не надо воспитывать кого-то. Можно просто купить готового футболиста за безумные деньги.

Вы говорите, что уровень футбола определяется по участию клубов в еврокубках, но и по национальной команде тоже. А кто сегодня представляет сборную? Она наполовину состоит из игроков, родившихся и сформировавшихся в местах, где никогда не было большого футбола. Газинский из Комсомольска-на-Амуре, Головин из Калтана (Кемеровская обл.), Кудряшов из Братска, Ерохин и Соболев из Барнаула, Зобнин из Иркутска, Гранат из Улан-Удэ и т. д. По поводу Граната я как-то разговаривал с Дмитрием Аленичевым (на тот момент тренером «Спартака»), спросил его: «Ты знаешь, что этот парень из Улан-Удэ? Назови мне хоть одного футболиста из Бурятии, у которого Гранат мог чему-то научиться». Нет таких. А в «спартаковской» школе в своё время работали Исаев, Ильин, Нетто, которые могли показать, научить любого мальчика. А сегодня кто их учит? Естественно, они недоучены.

Меня, мальчика из Подмос­ковья, Симонян и Старости­н пригласили в «Спартак» в 1969-м, потому что получил травму Крутиков. У тренеров не было возможности купить игрока. Они начали работать со мной…

А тут? Приход больших денег (что считается благом) в наш футбол оказал медвежью услугу: все стали привыкать к тому, что не надо работать, не надо воспитывать кого-то. Можно просто купить готового футболиста за безумные деньги. 

– Пока футбол стоял на паузе, много было разговоров о том, что из-за кризиса клубам придётся уменьшить свои финансовые аппетиты. Думаете, пересмотрят они статьи расходов?

– Конечно, будет сокращение зарплат. Притом везде, не только в нашем чемпионате. Доработают эти контракты, и потом всё будет гораздо скромнее. В тучные годы, когда у всех было много бабла, его тратили, не задумываясь. А коль экономика на спаде, то будут сокращения.

СМИ сообщают, что владелец «Спартака» Федун только за первые месяцы 2020 г. потерял 904 млн долл. Он стал чуть беднее. И, скорее всего, подумал: «На фиг мне нужна футбольная команда, в которую пришлось вложить 2 млрд долларов?» Думаю, поэтому он объявил, что в 2023 г. отдаст «Спартак» болельщикам.

Футбол в России не приносит денег. Он у нас дотационный при очень раздутых зарплатах. При этом ни один футболист, играющий в нашем чемпионате сегодня, не стоит этих денег. 

– Кстати, про зарплаты. Цитирую вам футболиста Темникова, выступающего за «Нижний Новгород»: «Считаю, для ФНЛ (второй по силе футбольный дивизион России. – Ред.) урезание зарплат даже на 20–30% – серьёзный удар по семейному бюджету. У нас же контракты несопоставимы с РПЛ (высший дивизион. – Ред.). Одно дело, когда ты получаешь 2–4 млн руб. в месяц, и другое – 200–400 тыс. У всех футболистов семьи, кредиты и т. д.». Какие чувства должен испытывать житель того же Нижнего, когда видит, что футболист, получающий в месяц 400 тыс., жалуется на жизнь?

Жаловаться на то, что не хватает на кредиты и на то, чтобы жена жила красиво, как-то не по-мужски. Играй хорошо в футбол, милок.

– Да, я слышал об этом. Может быть, Темникова кто-то знает в Нижнем Новгороде… Передайте ему ответ от бронзового призёра Олимпийских игр Ловчева, который больше 50 игр сыграл за сборную СССР, в 1972 г. был признан лучшим футболистом страны, а в 1973-м сыграл в составе сборной мира в прощальном матче Гарринчи. Сегодня футболист Ловчев с удовольствием получал бы зарплату 200–300 тыс. и не вякал. Если нет денег, зачем брать кредиты? Хочешь зарабатывать больше, трудись, прогрессируй, попадай в топовый клуб, играй за сборную. И тогда ты будешь получать другие деньги. А жаловаться на то, что не хватает на кредиты и на то, чтобы жена жила красиво, как-то не по-мужски. Играй хорошо в футбол, милок. А то я тебя что-то и не знаю даже…

Яшин, Нетто, Стрельцов и многие другие легендарные футболисты по своим доходам несильно отличались от большин­ства граждан. Мы были скромнее потому, что жили в народе и среди народа. Мы не имели машин, особняков. Зато имели дикое желание при любой возможности выйти на поле и играть в футбол, доказывая, что ты лучший.

Мы слабее Франции, Испании, Германии. Наш футбол сильно отстаёт от европейского.

Это хамская отставка!

– Майская отставка Юрия Сёмина с поста главного тренера «Локомотива» до сих пор многим не даёт покоя...

– Я считаю, это была хамская отставка. Да, тренеров убирают, не продлевают с ними контракты по разным причинам. В основном, конечно, из-за неважных результатов. Но к Сёмину в этом смысле не придраться. Василий Кикнадзе (гендиректор «Локомотива».Ред.) говорит какую-то чушь: что Сёмин консерватор, что надо обращать внимание на молодых. А разве не при Сёмине за последние 3 года в основном сос­таве «Локомотива» появились братья Миранчуки, Баринов, Жемалетдинов, Лысов? Такого обновления нет ни в одной команде… Когда они начинают рассказывать о ставке на молодых, выглядит это очень неубедительно. По этому поводу есть очень хорошая фраза: «Молчи, за умного сойдёшь».

– Василий Уткин сказал, что Сёмин – переоценённый тренер, что его время закончилось...

– В отличие от Сёмина Васю Уткина я ни разу не видел на футбольном поле. И он никогда не тренировал профессиональную команду. А Юрий Павлович три раза приводил «Локомотив» к чемпионству. Этим всё сказано.

– Вы как-то обмолвились, что и Черчесова хотели убрать из сборной.

– Когда Черчесов принял сборную (в 2016 г. – Ред.), были одни поражения. Мы проиграли в товарищеском матче Коста-Рике (3:4), которую считали проходной командой. Затем – Катару (2:1). После каждой игры сборная скатывалась всё ниже и ниже в рейтинге. Я был в тот период в Сочи, встретил Виталия Мутко. Он мне сказал, что, если следующий матч сборная проиграет, ему придётся снимать Черчесова. Но в марте 2017-го мы сыграли вничью с бельгийцами (3:3). И это спасло тренера и нашу сборную. На моём 70-летии в прошлом году я отвёл Черчесова в сторону и рассказал ему эту историю. И Стас мне ответил: «Меня за это время столько раз хотели снять, что я не удивлён».

– Понятно, что о несостоявшемся в этом году чемпионате Европы можно говорить только в сослагательном наклонении. Но всё же был ли у нашей сборной шанс повторить успех домашнего чемпионата мира?

– Чемпионами Европы мы бы точно не стали. Мы слабее Франции, Испании, Германии. Наш футбол сильно отстаёт от европейского. Другое дело, что к Евро мы бы подходили не с таким пессимистическим настроением, с которым подходили к домашнему чемпионату мира. Мы думали, что будем в 2018 г. туристами. Но команда выступи­ла достойно, изменила отношение к себе. Однако при всём уважении... Наше выступление на чемпионате мира закончилось в четвертьфинале. И после этого футболистам дали звания заслуженных мастеров спорта, тем самым обесценив мастерство Яшина и Нетто.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы