На старте женского чемпионата мира самая известная волейболистка страны рассказывает «АиФ» о том, почему вернулась в сборную, грузовиках с деньгами и собственной статуе.
Точка или запятая?
- Катя, после Олимпиады в Лондоне, где россиянки не смогли выйти в полуфинал, вы сказали, что завершаете карьеру в сборной. Ведь так?
- Я в национальной команде с 1999-го. Столько лет в сумасшедшем ритме! Вам непросто понять мои ощущения. Если обычного человека окунуть в нашу жизнь, у него наступит своеобразный шок. «Нашу» - я имею в виду не только волейболистов, а всех спортсменов. Ты стольким жертвуешь - семьёй, здоровьем… И это всё для того, чтобы выиграть кусочек металла. Причём не факт, что, даже приложив все усилия, ты станешь призёром, получишь вознаграждение за свой труд.
- Но всё-таки вы снова в сборной. Что заставило вас передумать?
- Ещё весной не думала о своём возвращении. Точка так точка. Но позвонил наш тренер Юрий Маричев, мы поговорили, и вот я снова в команде.
- Что же за слова такие подобрал тренер?
- Самые обыкновенные слова. Просто сказаны они были очень убедительно.
- На годик-другой вы в сборной? Или задумываетесь об Олимпиаде-2016 в Рио?
- Никаких планов не строю. Сейчас - чемпионат мира, дальше - посмотрим.
- Тренер волейбольной сборной Бразилии предположил, что вам за возвращение в российскую команду посулили грузовик денег...
- Я, конечно же, не промолчала (смеётся) и ответила Зе Роберту в соцсети*. Но эта история в прошлом. Никаких обид на бразильского тренера у меня нет. Я уважаю его как специалиста, и, думаю, при встрече мы найдём о чём поговорить, кроме грузовиков.
- Если не грузовиками, то чем измеряются доходы волейбольной сборной?
- Никаких бешеных денег у нас нет. В сборной существуют только премиальные по достижении конкретного результата. Я вообще считаю, что такую систему нужно вводить во всех видах спорта. Это справедливо: чтобы что-то получить, надо что-то сделать.
Личное дело
- В этом году вас признали лучшей волейболисткой российского чемпионата. За вас можно только порадоваться...Но тот факт, что равных 33-летней Гамовой у нас сейчас нет, если честно, тревожит.
- Я сама немного удивлена тем, что выбрали именно меня. На самом деле считаю, что у нас много классных волейболисток. И чемпионат России, как ни крути, по своей силе находится сейчас на верхних строчках мирового рейтинга. Не думаю, что есть причины для тревоги. В женском волейболе мы смогли сохранить свои традиции. Да и тренеры у нас замечательные. Поэтому и клубы, и сборная показывают результаты на протяжении многих лет.
- А ведь золотой «улов» у мужской сборной за последнее время будет повесомей, чем у вас. Не обидно?
- Есть, конечно, странное ощущение, оттого что мужчины смогли завоевать олимпийское «золото», а мы - нет. Но за ребят можно только порадоваться. Мы всегда следим за их выступлениями, переживаем. Думаю, они тоже к нам неравнодушны (смеётся). Так что в этом смысле у нас в волейбольном цехе всё в порядке.
- Катя, узнал про вашу статую высотой 5 метров, которая путешествует по миру. Кому пришла в голову эта идея?
- Это придумано Международной федерацией волейбола для популяризации нашего вида спорта. Проект называется «Герои волейбола». Пока в его рамках созданы три статуи - бразильца Жибы, американки Керри Уолш и моя. Все фигуры выставляются в разных городах мира в спортивных комплексах. «Гамова» сейчас находится в зале в Казани.
- Могла ли мечтать 8-летняя Катя Гамова, когда пошла в волейбольную секцию в Челябинске, что войдёт в тройку самых известных игроков?
- На самом деле выбор в пользу волейбола я не сразу сделала. Какое-то время параллельно ходила ещё в баскетбольную и гандбольную секции. О чём мечтала тогда? Ой, пожалуй, и не вспомню. Как-то всё шло своим чередом. Сперва хотела попасть в молодёжную команду страны, потом в «Уралочку», потом в главную сборную страны. Так - шаг за шагом. Я не забегаю вперёд с мечтами, просто делаю своё дело.
- Вы вышли замуж за человека из известной кинематографической семьи...
- Простите, но моя личная жизнь - запретная тема. Не пытайте меня, пожалуйста.
- Скажите хотя бы: как часто со своим мужем видитесь? Ведь Михаил живёт в Москве, а вы играете за казанский клуб...
- Ну и что? От Москвы до Казани полтора часа лёту. В столице иной раз в пробке можно дольше простоять. Просто при первой возможности мы садимся в самолёт: или я в Москву, или Миша ко мне.
- И всё же, имея такие родственные связи, не хотите ли себя в кино попробовать?
- Спрашиваете у меня, потому что моя свекровь - режиссёр? (Светлана Дружинина. - Ред.) Нет, в кино я себя не вижу. А планы на будущее? Есть, конечно. Но на то они и планы, чтобы ими не делиться (смеётся).
Реплика Екатерины Гамовой: «Уважаемый тренер Зе, в своём интервью вы утверждаете, что за моё участие в сборной России мне отвалили целый грузовик денег! Сообщаю вам, что информация не совсем точная. Грузовик был не один, а целых два. Ещё мне приобрели виллу в Рио-де-Жанейро, на побережье, по соседству с вами. Будем по вечерам в домашних тапочках ходить друг к другу в гости, обсуждать вопросы мирового волейбола и пить кайпиринью».
Ответ Зе Роберту, главного тренера сборной Бразилии: «Мне не стоит кривить душой и утверждать, что я не говорил про грузовик с деньгами... Мне не нужно было рассуждать о том, что не касается моей команды. Гамова была очень вежлива в своём ответе на сказанное в её адрес. Она права, я должен извиниться за это».