Бывший уже президент Российского футбольного союза (РФС) Николай Толстых продержался на своём посту ровно 1000 дней. На 1001 день его правления на конференции организации делегаты проголосовали за досрочное прекращение его полномочий.
Об итогах этих тысячи дней говорилось много, возможно, даже слишком много: это и отсутствие генерального спонсора, и падение сборной России на 14 позиций в рейтинге ФИФА, и дефицит бюджета в 1,2 миллиарда рублей по итогам 2014 года, и просроченный долг по кредитам более 600 миллионов рублей, и отсутствие бюджета на 2015 год в июне этого самого года.
Кто виноват и что делать?
Пришло время ответить на два вечных российских вопроса. Кто виноват? Наверное, Николай Толстых. Но не один. Ведь он — не диктатор, не тиран, не узурпатор, да и футбол — такая штука, которая от одного человека зависеть не может. Он искренне, насколько он может, пытался сделать добро российскому футболу. Своими методами, но пытался. Оказалось, что российский футбол отторгает его методы, его подход.
Что делать? Этот вопрос как раз и решался на конференции РФС в Москве. Выхода было два: оставить Толстых на своём посту и дать ему ещё один шанс или отправить президента в отставку, надеясь, что это решит все проблемы.
Решили отправить в отставку. Всех проблем это, конечно, не решит, но на пользу российскому футболу пойдёт. Не потому, что Николай Толстых — плохой руководитель, не потому, что он вредил или крал. Нет. Просто вокруг него было слишком много врагов, которые не готовы были работать с ним по его правилам и его методами. А когда в друзьях согласия нет, воз с мёртвого места не сдвинется, хоть ты тресни. В случае с нашим футболом произошло наоборот — воз поехал назад и начал разваливаться.
Остаётся надеяться, что отставка Толстых сплотит российский футбол и направит его в нужное направление. Не случайно же самым модным словом дня на конференции была «консолидация». Его повторяли и оппозиционеры, и сам Толстых.
Соблюдаем очерёдность
А теперь давайте от пространных разговоров и размышлений о смысле жизни российского футбола перейдём к конкретике и вспомним, как Толстых отправляли в отставку. Ведь 31 мая в Москве состоялась одна из самых интересных конференций за всю историю РФС.
Всего в повестке дня значилось девять пунктов. Но главный из них был внесён в последний момент на исполкоме РФС — вопрос о досрочном лишении Николая Толстых полномочий президента. Председательствовал на конференции сам Николай Александрович, который предоставлял право слова как своим врагам, так и друзьям, коих, как оказалось, в зале набралось немало.
Друзья требовали вообще исключить пункт о досрочной отставке президента из повестки дня, намекая на неправомочность его включения туда. Толстых даже оговорился, что при желании можно было бы в суде отстоять своё право быть президентом. Но тут уже ему хватило благоразумия не устраивать в нашем футболе ещё большего бардака. Враги же требовали не просто проголосовать за отставку президента, а сделать это как можно быстрее — желательно рассмотреть этот пункт вторым вопросом, не откладывая дело в долгий ящик.
В итоге пришли к компромиссному решению — передвинуть «отставку» с девятого на третий пункт, до этого выслушав доклад контрольно-ревизионной комиссии, которая инспектировала деятельность РФС. Это могло предоставить Толстых хоть какие-то козыри, если бы отчёт оказался положительным. Но, к сожалению для президента, положительного в отчёте было мало, вернее, не было вовсе: констатация факта отсутствия средств, многомиллионных долгов, дефицита бюджета и, как итог, предложение о реструктуризации долга, привлечении новых заёмных средств и даже упоминание об угрозе банкротства организации.
Повинен ли Толстых в таких больших тратах своей организации? Нет. Контракт Капелло по деньгам не превышает того, что получал Хиддинк при Мутко и Адвокат при Фурсенко. Толстых можно обвинить лишь в том, что у РФС при нём так и не появилось генерального спонсора. Крупнейшие компании отказывались работать с РФС, и неумение вести конструктивные переговоры руководителя организации зачастую называлось главной из причин этих бизнес-неудач Союза.
«Самки» против самца
После этого настала пора проводить голосование за или против отставки Толстых. И снова пришло время говорить. Сначала слово было предоставлено любому желающему. В атаку на президента ринулись Шохус Рох из Волгограда и Анзор Кавазашвили, обвинявшие Толстых чуть ли не во всех смертных грехах, приведших к упадку футбола.
Но были и заступники в лице главы липецкой федерации футбола, посоветовавшего «мужикам», собравшимся на конференции, «не мутить воду». Он, кстати, позже поведал СМИ о том, что ему звонили и говорили голосовать против Толстых. Откуда звонили, чиновник, к сожалению, не рассказал, а ведь было бы так интересно узнать. За Николая Александровича высказалась и женщина-общественница, которая «26 лет находится в футболе и работала при всех президентах РФС от Колоскова до Толстых». И с Николаем Александровичем ей работалось «лучше всего».
Под конец слово взял сам Толстых. По привычке он говорил много, монотонно и невыразительно. Разошёлся уже бывший президент только под конец своей речи, когда пошёл и взял со стола книгу «Самки», автором которой является глава Московской федерации футбола Сергей Анохин.
«Книга «Самки» о жизни блатного и всем понятного мира. Это не учебник по футболу. Это не методики, это другой мир. Если я должен освободить мир для таких, голосуйте», — сказал Николай Александрович, потрясая книгой.
И ведь проголосовали. Но это было после. А до голосования Толстых успел рассказать о долгах 16 российских клубов, которые в 2014/15 годах участвовали в розыгрыше чемпионата. Они, по данным Толстых, составляют сумму более 32 миллиардов рублей, в то время как долг его организации, на которой висит весь российский футбол, равен лишь 600 миллионам с дефицитом бюджета в 1,2 миллиарда.
Также Толстых, сменив в руке книгу «Самки» на увесистую папку, рассказал, что в ней находятся документы, которые в ближайшее время лягут на стол президента страны во время совещания по спорту. Что там, в этой папке, Толстых не сказал. Вместо этого он начал рассказывать об огромных капиталах, которые клубы вместо развития футбола в России пускают на покупку иностранной рабочей силы. Президент упомянул миллиарды, офшоры, схемы и государственные корпорации.
Если все его намёки касаются материалов в чёрной папке, нас с вами ожидает очередной скандал в российском футболе. Только вот на посту президента Толстых уже не будет — не на кого будет всё свалить.
Последним козырем президента была просьба провести тайное голосование. Стратегия правильная, если ты думаешь, что на многих делегатов может оказываться давление, под которым они сделают выбор не по совести, а из страха. Возможно, так оно и было, вспоминая слова делегата из Липецка о звонках с указаниями голосовать против Толстых. Конференция проголосовала за тайное голосование, хоть эта процедура и не предусмотрена уставом. Забрезжила надежда, что это голосование — знак перевеса в пользу Толстых. Но нет…
Против Толстых было подано 235 голосов. 196 голосов были отданы в поддержку экс-президента. Если учитывать, что представители региональных федераций футбола обладали пятью голосами каждый, то до сохранения своей должности Николаю Александровичу не хватило всего четырёх голосов регионалов, которые его в своё время и сделали президентом. Отдай четыре человека из 171 голосовавших свой выбор в пользу Толстых, расклад поменялся бы: 215 против президента, 216 — за…
И ведь не стоит забывать о тех, кто либо не приехал на конференцию, либо не успел на неё из-за задержек рейсов. А были ещё и те, кто не проголосовал, будто испарившись в воздухе прямо посреди московского отеля…
Что дальше?
Кто придёт вместо Толстых? Это вопрос вопросов, на который ответит только следующая конференция, которая будет посвящена внеочередным, как и в прошлый раз 3 сентября 2012 года, выборам президента РФС. Пока о готовности побороться за вакантное место открыто заявлял только самый титулованный тренер страны, бывший президент владикавказской «Алании» Валерий Газзаев.
Но все говорят не о Газзаеве, а о министре спорта Виталии Мутко. Бывшего президента РФС называют ещё и будущим главой организации, полагая, что он пойдёт на этот шаг и выдвинет свою кандидатуру. Кстати, по закону, ничто не мешает министру спорта стать ещё и президентом общественной организации.
Другой популярный вариант — Сергей Капков. Он был главой Национальной академии футбола (фонда Романа Абрамовича), когда президентом РФС был Виталий Мутко, а тренировал сборную Гус Хиддинк. Капков сейчас занимает пост министра строительства Москвы. О том, что он будет претендовать на кресло главы РФС, заявляла, не удивляйтесь, Ксюша Собчак.
И, наконец, последний из явных кандидатов на пост — генеральный директор Российской футбольной Премьер-лиги Сергей Прядкин. Именно он был оппонентом Толстых на предыдущих выборах президента. Тогда Прядкину не хватило всего нескольких голосов, чтобы занять место президента РФС. За его кандидатуру высказывались практически все клубы высшей лиги российского чемпионата, особенно «Зенит» и ЦСКА.
Пока же организацией будет руководить легендарный Никита Симонян, первый вице-президент РФС.