Игроки краснодарского «Динамо», полгода не получая зарплату, решили бастовать: мужская и женская команды не вышли на матчи чемпионата России по волейболу. В причинах и последствиях демарша разбирался АиФ.ru.
На демарш аутсайдера мужской суперлиги особого внимания никто не обратил, а вот решение не выходить на игру девушек, идущих в числе лидеров чемпионата, вызвало резонанс в обществе. О краснодарском «Динамо» заговорили, проблемы клуба прокомментировал первый человек в российском спорте, вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко. Он занял позицию игроков, дав понять: сезон команды завершат, властям Краснодарского края нужно искать деньги для оплаты контрактов и текущей деятельности клуба. Именно этого — резонанса — добивались профессиональные спортсмены.
Жить в Краснодаре и выступать за «Динамо» считается хорошим карьерным выбором, а многие игроки и тренеры в итоге выбирали Кубань местом своего постоянного жительства. Так, уехавший из Уфы в Краснодар и создававший клуб в его нынешнем виде Юрий Маричев (тренер нашей женской сборной в прошлом олимпийском цикле) — житель Анапы. Уроженка Нижнего Новгорода, двукратная чемпионка мира, капитан золотой сборной 2010 года на ЧМ и золотого состава «Динамо» (Казань) Мария Бородакова летом завершила карьеру и стала жительницей Краснодара, где у неё и мужа есть дом. И таких примеров — с десяток. В Краснодаре купила жильё основная принимающая сборной России текущего состава Яна Щербань, играющая за «Динамо» (Москва). Да что там говорить, если в Краснодаре, завершив летом свою блистательную карьеру, осела великая Любовь Соколова!
Стараниями Федерации у южан всегда были влиятельные и богатые спонсоры и партнёры, а с командой работали серьёзные тренеры с именем или перспективой. Так, сегодня в Краснодаре с мужской командой работает пара Андрей Воронков — Александр Климкин. Оба специалиста возглавляли мужскую сборную страны. В женской команде на площадку выходят чемпионка мира 2010 года Мария Перепёлкина и три чемпионки Европы-2013: Виктория Русакова (Чаплина), Анастасия Шляховая (Самойленко), Наталья Малых.
Капитан женской команды Мария Перепёлкина рассказала о решении игроков и будущем клуба, который выступает в волейбольной Лиге чемпионов.
— Решение об отказе от игры в Казани — крайняя и вынужденная мера, — заявила АиФ.ru Перепёлкина. — У нас просто не осталось выбора, чтобы хоть как-то привлечь внимание к своим проблемам. Дело не только в продолжительной задержке по выплатам, хотя это недопустимая ситуация в профессиональном спорте. С нами просто никто не хотел говорить о сути дела.
Николай Чегорский, АиФ.ru: Теперь хотят?
— Да, во вторник с командой встретится вице-губернатор края. До этого мы до кого-то, кто в реальности принимает решения, достучаться не могли. Разговоры с клубным руководством вообще ничего не давали. Люди просто не могли ничего сказать по существу вопроса.
— Даже президент клуба? Есть информация, что Сергей Кучерук встречался с командой.
— Да, встреча была. Нам сначала обещали, что отдадут долги до Нового года. Результат — ноль. Потом — через генерального менеджера — снова попросили подождать месяц. Он заканчивается, изменений по финансированию нет. Кучерук приходил в команду перед поездкой в Казань и сказал, что спонсор перечислил деньги. Мол, теперь нужно подождать, когда губернатор их распределит. Но мы уже не очень этому всему верим. К тому же никаких сроков получения средств за свой труд нам снова не назвали. Ранее команде обещали встречу с губернатором, но она не состоялась. Мужчины тоже отказались от игры, выступал Андрей Геннадьевич Воронков, но их проблемы никому не интересны: команда идёт на последнем месте в Суперлиге. Но клуб у нас общий и беды общие. Мы решили поддержать мужскую команду, которая первой пошла на бойкот матча и начала говорить о проблемах в Краснодаре. Вот тот фон, на котором мы приняли решение отказаться от игры в Казани. Хотя девушки были настроены играть, но, приехав на место, мы поняли, что иных методов, чтобы привлечь к себе внимание, уже нет.
— На что вы рассчитываете?
— Честно? До 15 февраля разрешены переходы, можно сменить клуб. Варианты у меня есть. Но я не хочу уезжать. Мне в Краснодаре нравится, мы в Лиге чемпионов выступаем, играем с лучшими клубами Европы: «Волеро», «Динамо» (Москва). В любом случае это была разовая акция. Больше бойкотов не будет. Мы продолжим тренироваться, играть. Я лично надеюсь, что нас услышат и выплатят для начала хотя бы часть долгов.
Ещё игроки клуба из Краснодара написали два письма. Одно на адрес куратора российского волейбола Николая Патрушева, возглавляющего наблюдательный совет Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) и секретариат Совета безопасности РФ. Второе — губернатору региона Вениамину Кондратьеву. Президенту девушки писать не планируют, но могут организовать видеообращение. Такие мысли, по словам Перепёлкиной, в раздевалке были озвучены.
История получилась яркая, но странная. Почему прежде можно было ждать, а теперь — уже нельзя? Дедлайн с переходами — это аргумент, но какой смысл умножать долги, если у тебя есть вариант трудоустройства в ином клубе, где платят? Впрочем, в Краснодаре живут надеждой, сознавая: пропасть этому клубу не дадут, а долги рано или поздно погасят. Просто молчание в этой истории и впрямь не приносило пользы. В итоге — организованный и синхронный бойкот, который в этот раз, похоже, принёс спортсменам тот результат, который им был нужен.
Но вряд ли эта история будет иметь продолжение. Письма власти от людей спорта сегодня не в моде. И кубанская история — скорее исключение, чем пример того, как надо делать. Просто волейбол — это пока ещё гордость страны и титулы, а не просто игра в мяч.