Наверное, сторонники чисто мужского статуса «королевских гонок» могли бы быть удовлетворены подтверждением своей правоты, особенно учитывая нелепость обстоятельств катастрофы, если бы не тяжелейшее состояние Марии. Мужественная испанка лишилась глаза, и врачи ведут отчаянную борьбу за жизнь девушки.
Вся история гонок «Формулы-1» - это соревнование между скоростью и безопасностью. Техника стремится к увеличению скоростей и нагрузок, а это всякий раз ставит под угрозу безопасность гонщиков. И каждый меры безопасности приходилось усиливать после того, как скоростной риск оплачивался чьей-то жизнью или здоровьем.
За всю свою историю с 1950 года «Формула-1» принесла в жертву скорости жизни 46 пилотов, 32 из которых погибли непосредственно во время гонок.
Самыми кровавыми для «королевских гонок» стали 1950-е, когда погибло 18 гонщиков, а последней на данный момент жертвой стал легендарный трехкратный чемпион мира Айртон Сенна, погибший в 1994 году.
Первая кровь
Самой первой жертвой в истории «Формулы-1» стал Раймон Соммер, один из лучших французских гонщиков первой половины 20-го века. Двукратный победитель знаменитой гонки «24 часа Ле-Мана», Соммер перепробовал немало гоночных классов и везде чувствовал себя уверенно. Однако же первый же сезон «Формулы-1» стал для него последним: в своей пятой гонке на трассе в Кадуре 10 сентября 1950 года он разбился, открыв счет жертвам высшего гоночного класса.
Умереть в мае
Поистине черным выдался для «Формулы-1» май 1955 года. Всего за две недели в битве со скоростью нашли свою смерть сразу три пилота. 16 мая на тренировке перед гонкой «Инди-500» разбился американец Манни Айюло.
Спустя десять дней, во время тестовых заездов на трассе в Монце погиб итальянец Альберто Аскари, чемпион мира 1952 и 1953 годов. В тот день Аскари заехал на автодром, чтобы посмотреть на новую машину. Получив предложение ее опробовать, Альберто немедленно согласился, взяв гоночную экипировку у своего друга Эудженио Кастелотти. Это удивило многих – суеверный Аскари никогда так не делал. На третьем круге он потерял управление, вылетел с трассы, несколько раз перевернулся и умер по дороге в госпиталь.
Еще через 4 дня, 30 мая 1955 года в гонке «500 миль Индианаполиса», входившей в чемпионат «Формулы-1» насмерть разбился американец Билл Вукович.
Друг за другом
После майских ужасов 1955 года смертельный формулический конвейер простаивал два года, ожидая своего часа. По мистическому совпадению, следующей жертвой стал итальянец Эудженио Кастелотти, тот самый приятель чемпиона мира Аскари, одолживший ему свою экипировку в день его последней гонки. 14 марта 1957 года на тестах в Модене Кастелотти в дождливую погоду выжимал максимум из своего болида, и, не справившись с управлением, врезался в барьер. 27-летний Эудженио разделил участь своего друга Аскари.
Смертельный Гран-при
Зрители, собравшиеся 19 июня 1960 года на Гран-при Бельгии, проходившем на трассе в Спа, пережили настоящий шок. Гонка сопровождалась целым рядом аварий. До финиша из всего гоночного пелетона добрались только 6 машин, но ни гонщикам, ни болельщикам уже не были важны результаты. На 19-м круге гонки насмерть разбился британец Крис Бристоу, потерявший управление. Всего через пять кругов еще один британец Алан Стейси, видевший гибель соотечественника, разделил его страшную участь, но при еще более жутких обстоятельствах – в лицо гонщику попала невесть откуда взявшая птица, из-за чего он также потерял управление.
Летящая смерть
Организаторы гонок отдавали себе отчет в том, что гонки – это все-таки не гладиаторские бои, и принимали меры безопасности, однако их было явно недостаточно. И касалось это не только пилотов, но и болельщиков. Немецкий гонщик Вольфганг фон Трипс в 1961 году считался одним из претендентов на чемпионство, и мог стать первым немецким победителем «Формулы-1». Конец этим радужным мечтам положила гонка Гран-при Италии 10 сентября 1961 года. На первом же круге машина немца столкнулась с болидом Джима Кларка, после чего фон Трипс вылетел из кабины и погиб. Его же машина продолжила полет, врезавшись в зрителей и убив 13 человек.
Огненная ловушка
40-летний француз Жо Шлессер был опытным гонщиком, хотя непосредственно в «Формуле-1» провел всего три гонки. В 1968 году его пригласили в команду «Хонда» пилотировать новую машину, от которой по соображениям безопасности отказался основной пилот Джон Сертис. 7 августа 1968 года Шлессер стартовал на Гран-при Франции. Инженеры просили его не спешить и не перегреть двигатель. Однако на третьем круге машина сошла трассы, врезалась в заграждение и от этого загорелась. Пилот сгорел заживо: шасси из легковоспламеняющегося магниевого сплава и полный бак горючего не оставили шансов.
Чемпион посмертно
Австрийский автогонщик Карл-Йохен Риндт провел в «Форумле-1» несколько сезонов, но на пик своей карьеры вышел в чемпионате 1970 года. Выиграв 5 из 10 гонок сезона, Риндт рвался к титулу. На тренировочной сессии перед Гран-при Италии 5 сентября 1970 года из-за технической неисправности австрийский пилот врезался в отбойник, а пряжка ремня безопасности разрезала ему горло. В оставшихся гонках сезона догнать Риндта по очкам никто не смог, и австриец стал первым в истории посмертным чемпионов. Награду вручали его супруге, которой Риндт пообещал в свое время закончить с гонками в день своего чемпионства.
Пункт назначения
В истории «Формулы-1» имели место катастрофы сколь ужасные, настолько и немыслимые по сочетанию обстоятельств. 27-летний британец Том Прайс, на счету которого было более 40 гонок в «Формуле-1», и представить себе не мог, что смерть придет за ним в образе … огнетушителя. 5 марта 1977 года Прайс участвовал в Гран-при Южной Африки. На 21-м круге гонки съехал на обочину из-за возгорания автомобиль Ренцо Дзорди. Двое гоночных маршалов, находившихся на другой стороне трассы, с огнетушителями бросились ликвидировать пожар. Первый благополучно достиг цели, а вот 19-летний Янсен ван Вурен оказался на пути гоночных машин. Гонщик Ханс-Йоахим Штук успел уклониться от столкновения, а Том Прайс, гнавшийся за Штуком, среагировать на возникшего на дороге человека просто не успел. Маршал был убит на месте ударом машины, а вылетевший из его рук огнетушитель пришелся точно в голову Прайса, который также погиб на месте.
Сын за отца
Канадский гонщик Жиль Вильнев дебютировал в «Формуле-1» в 1977 году и провел 67 гонок, одержав 6 побед на этапах Гран-при. В сезоне-1979 Вильнев занял в чемпионате второе место и продолжал мечтать о чемпионстве. 8 мая 1982 года во время квалификации на трассе в бельгийском Золдере машина Вильнева столкнулась с болидом Йохана Масса. Авто канадца несколько раз перевернулось, а самого гонщика выбросило на асфальт, далеко от разбитой машины. Шансов на спасение практически не было – у Вильнева был зафиксирован смертельный перелом позвоночника, и вскоре он скончался. Спустя 15 лет, в 1997 году сын Жиля, Жак Вильнев, исполнит мечту отца и станет чемпионом мира в классе «Формула-1».
Человек дождя
Последняя на сегодняшний день, но одна из самых громких трагедий в «Формуле-1» произошла на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Началось все с того, что во время свободных заездов 29 апреля врезался в отбойник и получил тяжелые травмы Рубенс Баррикелло. 30 апреля во время квалификации австриец Роланд Ратценбергер потерял управление из-за оторвавшегося антикрыла и врезался в отбойник на скорости около 315 км в час. Пилот погиб.
Но самая громкая трагедия случилась во время самой гонки 1 мая. Легендарный любимец публики бразилец Айртон Сенна, трехкратный чемпион мира, получивший прозвище «Человек дождя» за уникальный стиль пилотирования в тяжелых погодных условиях, выиграл квалификацию и стартовал с поул-позишн. Накануне Сенна, потрясенный гибелью коллеги, собрал гонщиков и призвал их надавить на боссов команд ради усиления мер безопасности. К сожалению, его идеи самому Сенне помочь не успели.
На 7-м круге гонки болид лидирующего Сенны сорвало с трассы в повороте «Тамбурелло» и бросило в бетонную стену на скорости в 310 км в час. Сенна, пилот от Бога, в считанные доли секунд успел снизить скорость до 218 км в час. Как выяснилось потом, бразилец пережил последствия удара, но оторвавшееся колесо с куском подвески ударилось в шлем пилота, причинив смертельную травму. Сенну доставили в госпиталь, но врачи констатироваль летальный исход – мозг «человека дождя» умер.
Трагедия 1994 года потрясла общественность, и меры, принимаемые устроителями гонок, позволили «Формуле-1» почти два десятилетия обходиться без смертей на трассе. Впрочем, тяжелые аварии и травмы по-прежнему остаются частью «королевских гонок» в их вечной погоне за скоростью.