Ни гимна вам, ни флага
В понедельник журналисты влиятельного американского издания New York Times, ссылаясь на собственные источники в Международном олимпийском комитете, взорвали информационную «бомбу». МОК, утверждает газета, рассматривает возможность допуска сборной России к участию в Олимпийских играх в Пхенчхане, но на правах «пасынка»: с запретом на участие в церемонии открытия и исполнение национального гимна.
Во вторник из штаб-квартиры МОК пришло опровержение. «Это все преждевременные спекуляции до того, как две комиссии МОК не завершили свою работу, и не были выполнены соответствующие процедуры, на которые имеет право любой человек или организация», — заявил в комментарии для агентства «Р-Спорт» анонимный представитель Международного олимпийского комитета.
Соврали, бывает.
Варианты невозможны
Реакция представителей российской спортивной (и не только) общественности на информацию NYT была единодушной: подобного унижения страна, безусловно, не потерпит. Участие России в зимней Олимпиаде-2018 под нейтральным флагом невозможно, дискриминация страны, каким бы ни было финальное решение МОК по итогам работы антидопинговых комиссий, недопустима.
Официальной в данном случае можно считать точку зрения главы Национального олимпийского комитета России Александра Жукова, который заявил: «Позиция однозначная у всех — россияне под нейтральным флагом на Олимпийских играх выступать не будут, они будут выступать за свою страну. Такой вариант даже не рассматривается».
На эмоциях, с кондачка подобные заявления не делаются: слишком высоки ставки в игре, чтобы такие тяжеловесы, как Жуков, разбрасывались словами. Тем более что решение по Пхенчхану с каждым днем приобретает все более явственные признаки политического. А кто в России принимает ключевые политические решения, лишний раз объяснять не нужно.
Речь о команде, а не о людях
Впрочем, озвученная Жуковым позиция не означает, что в случае дисквалификации нашей сборной в Корею от России не поедет вообще никто: речь, разумеется, идет о команде, а не о персоналиях. Полный запрет россиян на поездку в Пхенчхан — неоправданная драконовская мера, годная к реализации беспросветным диктаторским режимом. Нет, у спортсменов, находящихся вне подозрений МОК и прошедших отбор по спортивным показателям, безусловно, останется право выбора, и они при желании смогут выступить в Пхенчхане под нейтральным флагом.
Относительно свежий пример по теме: история Елены Исинбаевой и Дарьи Клишиной, датированная 2016 годом. Сборная России по легкой атлетике, напомним, была отстранена от Олимпийских игр в Рио в полном составе, но Клишина воспользовалась индивидуальным допуском МОК, а Исинбаева от него отказалась...
Без соли и перца
Как любит говорить президент России, мяч (в данном случае уместнее, пожалуй, говорить о шайбе) на стороне МОК.
С того момента, когда Россия получила обвинения в создании антидопинговой системы на государственном уровне и подтасовке допинг-проб на Олимпиаде в Сочи, утекло немало воды. При этом конкретных фактов, подтверждающих обвинения, как не было, так и нет, зато условия «дорожной карты» (целый перечень действий, сближающих позиции России и МОК в деле борьбы с допингом) выполняются в строгом соответствии с графиком.
Давление, однако, не ослабевает. Напротив, чем ближе точка невозврата (то есть заседание исполкома МОК от 5 декабря, на котором будет принято итоговое решение), тем оно, давление, сильнее. В течение ноября мировая спортивная общественность ожидает целой серии решений комиссий МОК, работающих по «российскому делу», и если события будут развиваться в том же русле, что и сейчас (сценарная линия до наивности проста и банальна — все вокруг пушистые, кроме одного), вариантов для маневра у России просто не останется.
Прогибаться мы не станем. О чем, в сущности, и заявлено.
Возможно, именно этого добиваются МОК и стоящие за ним глобальные интересанты. Но не исключено также, что жестко обозначенная на официальном уровне позиция несколько охладит пыл коллективного следствия, и невнятные косвенные улики все-таки не лягут в основу обвинения по гиблой «расстрельной статье».
Как метко выразился заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Алексей Мишин, «Олимпиаду без российских спортсменов можно сравнить с супом без соли и перца». Хочется верить, что МОК не сподобится кормить свою требовательную клиентуру пресной кашей...
Кто что сказал
Павел Колобков, министр спорта РФ:
— Странно, что такое уважаемое издание, как New York Times, берет на себя ответственность делать заявления от лица МОК. Наша сборная получила приглашение к участию в Играх-2018 и ведет плановую подготовку к соревнованиям. Никаких иных официальных писем мы не получали и не считаем нужным реагировать на непроверенную информацию.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России:
— Мы надеемся, что взаимодействие с МОК продолжится, и все вопросы будут сняты. Мы не хотели бы говорить о худшем сценарии, связанном с неучастием сборной России в Олимпийских играх. Потому что это способно нанести серьезный урон всему олимпийскому движению.
Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы:
— При любом решении МОК, если будет вынесено хоть какое-то наказание по отношению к нашей сборной, — будь то недопущение к участию в церемонии открытия, либо запрет на использование цветов нашего флага, либо выступление под нейтральным флагом... При любом каком-то наказании в адрес нашей сборной я считаю, что мы должны полностью проигнорировать данную Олимпиаду. Необходимо нанести предупреждающий удар, поскольку лучший способ обороны — это нападение.
Алексей Пушков, председатель временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ:
— Участие в ОИ при запрете гимна России и ее исключении из церемонии открытия недопустимо. Нельзя поддерживать торжество русофобии.
Геннадий Тимченко, вице-президент ОКР:
— Хоккейная команда не может выступить в Пхенчхане под нейтральным флагом, да и просто, согласитесь, это было бы странно. Вообще, руководитель страны уже внятно сказал, как мы относимся к возможному решению о допуске России до участия в Олимпиаде под каким-то непонятным флагом.