3 сентября 2012 года Николай Александрович одержал победу на Конференции РФС с перевесом всего в несколько голосов, в упорной и непредсказуемой борьбе, обойдя главу российской Премьер-лиги Сергея Прядкина.
Приход до мозга костей футбольного человека, пусть и с тяжёлым характером, внушил футбольной семье надежду на серьёзные перемены во всём хозяйстве. На фоне анекдотической фигуры Сергея Фурсенко, со всеми его кодексами чести, колдуньями и самое главное — полной нелепицей в управлении отраслью, избиратели и обыватели ожидали, что теперь-то с бардаком будет покончено, и отрасль станет ОТРАСЛЬЮ, а не прибежищем амбиций олигархов и владельцев клубов.
Прошло 100 дней. К примеру, в США для руководителей крупных корпораций, да и президентов страны тоже, это такая дата, после которой считается неприличным валить на предшественника и можно подводить первые итоги правления.
Признаться, я испытывал огромное волнение при выборах нового президента РФС, вёл онлайн-репортаж в Твиттере, даже вошёл в число избранных СМИ, которые осуществляли подсчёт голосов. Признаюсь откровенно, на протяжении почти всего периода правления предшественника Толстых, Сергея Александровича Фурсенко, делал всё в моих скромных медийных силах, чтобы показать всю случайность нахождения питерского менеджера во главе такой серьёзной организации, как национальная федерация. Ибо футбол воспринимаю как исключительно родное, временами крепко болеющее СВОЁ.
Стоит ли объяснять, какое значение имела победа футбольного человека в данной борьбе. Более того, человека, боровшегося с системой Фурсенко и перемолотого ею.
Сейчас, трезво глядя на первую сотку НАТа, я понимаю, что многого не понимаю у него. И если непонимание роли Фурсенко было понятно в силу, мягко говоря, психоэмоциональных особенностей седовласого Заведующего, то в случае с НАТом хочется бить в набат с целью разбудить руководителя Дома Футбола, понять, что всё-таки он хотел сказать в ходе предвыборной риторики, побудить начать действовать во благо футбола.
Все свои 100 дней Толстых провёл как будто в одиночестве. Мы увидели несколько фирменных бросков питона, прикончившего нескольких фигур-зайцев в своих фирменных удушающих кольцах. Но чаще всего питон проводит время в тревожно-нервическом созерцании поляны вокруг него. Такое прокатывало, когда Толстых возглавлял «Динамо», Премьер-лигу или ПФЛ. В XXI веке, веке быстрых коммуникационных технологий, никто такую длинную паузу уже не берёт — самого сожрать могут, несмотря на все кольца, хватку и вес.
Но начнём с позитива.
Самым главным достижением Николая Толстых стала первая в современной истории футбола, да и выборов, наверное, в целом, победа на выборах. Сколько бы ни говорили об административном ресурсе, привлечённом под Толстых министром Виталием Мутко, победа была достигнута в равных, по сути, условиях, при тайном голосовании, когда надавить на избирателя в самой кабинке уже никто не может. Победа НАТа была исторической, скромной, достойной.
Следом за выборами Николаю Санычу здорово повезло со сборными. Национальная сборная во главе с Фабио Капелло, которого Виталий Мутко, по сути, снабдил контрактом в условиях чудовищного дефицита бюджета РФС, начала отборочный этап не просто резво, а принципиально по-новому. Из команды выкинули всю бесполезную шелуху, да и заиграли в ней те, на кого предыдущие тренеры даже не смотрели. Год сборная завершила на мажорной ноте, идёт на первом месте. Параллельно Толстых, ревностный сторонник соблюдения всех правил контрактов, умудрился погасить игрокам той и этой команды все предыдущие долги, которые остались после весёлого барского правления Фурсенко. Как это ему удалось, не совсем понятно. Но удалось.
Молодёжная сборная, по сути, немногое доброе дело предшественника, поставившего эксперимент с тренером Николаем Писаревым, несмотря на некоторую пробуксовку, пробилась на Чемпионат Европы 2013 года в Израиле. Впервые за много-много лет.
Как Николай Александрович решал вопрос с премиальными для второй национальной команды, не совсем ясно, но очевидно, что и эту задачу Толстых решил.
Хотя ожидали, что отставка скандального главы КДК РФС Владимира Каткова будет первым его указом, сие событие произошло спустя два месяца, только после вопиющей амнистии армейца Алана Дзагоева.
Толстых, следуя заявленной жёсткой линии, произвёл некоторые увольнения в судейском корпусе, но наткнулся на пункт контракта с главой этого корпуса, синьором Розетти, который РФС пока потянуть при досрочном разрыве не может. Наконец, произошёл один из фирменных бросков питона, и в его объятиях затрепетал не кто-нибудь, а сам «Зенит», наказанный за безобразия болельщиков не просто по полной, а по полной-полной! Заодно досталось и родному московскому «Динамо».
Общественность заговорила о правиле НАТа элементарно, до запятых, соблюдать регламент. На этом список добрых дел президента РФС фактически исчерпал себя. И все увидели, что нынешний глава федерации оказался в куда более сложной ситуации, чем все его предшественники.
Приходя на пост президента, Толстых дал понять, что скорее сдерёт со своего предшественника шкуру, чем позволит ему безнаказанно наслаждаться плодами
Непросто складывается ситуация и с текущим финансированием. У РФС 7 коммерческих спонсоров, которые помогут федерации слегка придыхать. С уходом Фурсенко ушёл ВЭБ, Уралкалий и, скорее всего, Газпром. Зарабатывать, как федерация футбола Германии, 200 млн евро в год РФС пока не может.
Может быть, что-то и произошло, но ведь никто в РФС не разъясняет.
Пошли слухи, что у Толстых испортились отношения с тремя ключевыми фигурами, поддерживавшими его, или просто с фигурами. Это Фабио Капелло, Виталий Мутко и ключевой поисковик коммерческих денег Пётр Макаренко.
Якобы Фабио недоволен отношением руководства РФС к нему лично, личными условиями (в частности, крохотной комнаткой на 6 этаже Дома Футбола, которая ни в какое сравнение не идёт с хоромами Гуса и Дика ранее), неповоротливостью системы при учёте интересов сборной.
С Мутко, о чём предупреждали злые языки, независимый и тяжёлый характером НАТ якобы не советуется. Ну, а на Макаренко гнали бочку все последние главы РФС, даже увольняли, но в итоге возвращали.
Может, как-то и по-другому, но никто в РФС ничего по этому поводу не разъясняет.
За три месяца не назначен ни генеральный директор, ни генеральный секретарь, старый штат не сократился, новых людей раз-два и обчёлся — Андрей Соколов, новый безопасник, да и почти всё.
Каких-либо пояснений дом на Таганке не даёт.
Чемпионат России разрывает от количества скандалов в нём. И особенно остро стоит проблема судейства. Проблема была при всех правителях, но сейчас руководители клубов, кроме, наверное, «Анжи», вопят хором. Бесконечные ошибки разного свойства дополняются и тем, что наши арбитры из-за низкой квалификации не судят ни чемпионаты мира, ни Европы уже много лет. И просвета в проблеме не видать.
Николай Толстых, я знаю точно, крайне жёстко реагирует на эти провалы, но обывателю эта работа не видна. Безбородовщина властвует на поле.
Не меняется история с договорными матчами. Международные организации открыто говорят о чуть ли не 40 фактах договорняков за последний год. Странный матч «Амкар» — «Анжи» сам кричал: сожрите меня с потрохами!
Однако РФС ничего не сообщает нам о том, как он будет хотя бы реагировать на подобные слухи.
Очевидно, что частью продолжающейся конкурентной борьбы между Толстых и его оппонентами на выборах стала кампания по дискредитации своего российского чемпионата и перевод его то ли на чемпионат СНГ, то ли на первенство РосУкра со стороны влиятельных президентов и руководителей клубов. Угрозы сняться с ЧР, переехать в Севастополь, постоянный зуд в различных СМИ о том, что вот уже договорились с хохлами, не даёт покоя обществу, будоражит болельщиков и СМИ, растрескивает основание Дома Футбола России. Никто в ответ из него не стреляет, не жжёт глаголом, не пишет писем Путину о том, что РФ злокозненно лишают самобытного национального первенства в угоду пяти потерявшим реальность миллионерам.
Дом Футбола спрятался в окоп вместе с каской и считает, что в XXI веке так можно отсидеться. Вот это умора! А ведь, кроме смеха, все эти действия напрямую наносят колоссальный урон имиджу росфутбола, ставят под сомнение авторитет главы, в чьей полнейшей компетенции находится вопрос проведения соревнований по футболу в стране.
Не меньший урон наносит нашему футболу и система розыгрыша имеющегося первенства. Ноябрьские и декабрьские цифры посещаемости чемпионата катятся в преисподнюю. Зрителей приходит в 2 раза меньше, чем могло бы. А цифра средней посещаемости уже равняется 9 тыс. зрителей за матч, что уже почти катастрофа рядом с посещаемостью Испании (28 тыс. за матч) или Англии (38 тыс. за матч).
Однако ни РФПЛ, ни РФС так и не говорят нам, когда конкретно поменяется инфраструктура на российских стадионах (что к 2018 году, к чемпионату мира, мы и так знаем!). Когда приведут в порядок входные группы на аренах, которые в прямом смысле слова тормозят болельщиков, когда стадионы перестанут быть местом напряжённости из-за полиции и самих болел, когда будут кормить и поить пивом.
Да, Толстых, с трудом сдерживаясь, сообщал в нечастых интервью, что говорить об эффективности системы осень-весна надо будет весной. Однако ни соц, ни Интернет-опросов болельщиков о том, нравится ли им подобная система, никто не проводит. Нет и серьёзного научного анализа. Или нам об этом просто не говорят. Но в XXI веке нельзя не говорить о том, что реально тревожит людей. Это ж век Твиттера и Фэйсбука и разных хитрых технологий!
Отдельный вопрос — это работа с болельщиками, которых втянули в длительную тяжбу с самими собой, полицией, законами, новыми теми самыми технологиями. И вскоре мы уже можем не увидеть того, может, и не всегда легального и приятного веселья, которое пока есть на наших трибунах.
Пока фанаты, обыватели, СМИ и эксперты яростно поливают друг друга перед миллионной аудиторией, никто не задумывается, что с точки зрения бизнеса, маркетинга, продвижения бренда, зрительской активности — всё это жуткая имиджевая потеря, восполняться которая будет годами!
Отсутствие диалога не только с болельщиками, участниками процесса, оппонентами, но и внутри Дома Футбола является одной из главных проблем нынешнего РФС, словно специально забывшего, как надо продвигать процесс через медиа специально обученными людьми. Вторая проблема — в отсутствии коренных новаций в футболе, хотя бы намёков на них, с точки зрения улучшения качества продукта, как телевизионного, так и чисто футбольного.
А ведь именно пренебрежение медийной политикой, неправильное её ведение сгубило и Колоскова, и Фурсенко, как они ни старались. И наоборот, продвигало карьеру Виталия Мутко, умевшего хорошо поговорить с прессой и всё ей объяснить. То же самое касается и внедрения новаций. Колосков, в принципе, ничего не внедрял, а Фурсенко внедрил, да не то. Что касается Мутко, то в его правление новацией стал и первый иностранный тренер, и работа с болельщиками, и развитие инфраструктуры, строительство тех самых полей.
Понятно, что 100 дней — это не год и не два. Но у нынешнего футбола нет времени ждать. У болельщиков нет времени ждать, когда наконец-то достроят турникет где-нибудь в Нижнем или Самаре. Болельщик просто может плюнуть на футбол и выбрать хоккей или телевизор.
И эти новые требования и угрозы вполне могут ставить в тупик даже такого проверенного бойца и регламентного буквоеда, как Толстых. А может, всё дело в простом идеологическом и человеческом одиночестве Николая Александровича? Дай бог, если я ошибаюсь. В конце концов, не зря же я тратил столько искренних нервов и усилий на первых честных российских футбольных выборах.
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |