Сложно поверить, но это так — московское «Динамо» вошло в историю мирового футбола как клуб, заключивший один из самых крупных спонсорских контрактов. Владельцы «Реала» рвут волосы на голове, владельцы «Барселоны» ревут белугой, Роман Абрамович со своим «Челси» посыпает голову пеплом — ВТБ, российский банк с государственной долей, выделяет московскому «Динамо» 4,5 миллиарда рублей на один только год — это по нынешнему курсу без малого 70 миллионов долларов в год!
Договор
«Сумма спонсорского вклада по настоящему Договору составляет 4 500 000 000 (четыре миллиарда пятьсот миллионов) рублей, в том числе НДС 686 440 677,97 (шестьсот восемьдесят шесть миллионов четыреста сорок тысяч шестьсот семьдесят семь) рублей 97 копеек», — говорится в договоре, размещённом на портале государственных закупок Российской Федерации.
Перевод средств планируется осуществить семью траншами. В январе клуб должен был получить 1,9 рублей. Не позднее 5 февраля на счёт «Динамо» предполагалось перевести ещё 1,04 миллиарда рублей. До 5 марта в клуб будет вложено 800 миллионов рублей. В апреле — 692 миллиона рублей и в мае — ещё 68 миллионов рублей.
За эти деньги банк получает возможность размещать свой логотип на форме игроков «Динамо», на стадионе во время домашних матчей, использовать для рекламы практически все платформы клуба, включая собственное телевидение и интернет-портал. Также ВТБ сможет привлекать для своих мероприятий футболистов в бело-голубой форме, размещать своих сотрудников и партнёров на стадионе во время домашних матчей в ложах VIP, VIP-1 и на секторе А, получит в пользование две собственные ложи...
Кто больше?
Во всём мире существует только два клуба, которые могут похвастаться лучшей спонсорской помощью. Это французский ПСЖ, принадлежащий арабскому шейху, и английский «Манчестер Юнайтед», который год из года признаётся самым дорогим футбольным клубом мира. На них можно остановиться поподробнее, чтобы потом вернуться к бело-голубым и, как говорится, почувствовать разницу.
«Манчестер Юнайтед»
Один из самых титулованных английских, да и вообще европейских клубов всегда славился умением заключать выгодные спонсорские соглашения. Ещё бы, ведь у руля команды стоят американцы, которые как никто умеют считать деньги.
Контракты клуб заключал исходя не из своих потребностей. Спонсоры сами предлагали баснословные суммы, учитывая тот огромный рекламный рынок, которым «Манчестер Юнайтед» обладает по всему миру. Ведь клуб снискал небывалую популярность в Японии, Таиланде, Китае, Южной Корее, захватил американский рынок благодаря своим многочисленным турне. Рекламу спонсора, размещённую на груди футболистов, могли увидеть сотни миллионов человек по всему миру, а не те жалкие несколько сотен тысяч болельщиков, наблюдающих за перипетиями российского чемпионата, если верить телевизионным рейтингам отечественного футбола.
Поэтому никто не удивился, когда один из крупнейших, американских, естественно, производителей спортивного инвентаря и одежды ещё до окончания действующего соглашения предложил клубу подписать новый контракт на более выгодных условиях. За 10 лет спонсорства компания собирается заплатить клубу ни много ни мало 1 миллиард американских долларов — 100 миллионов долларов в год. Это и помогло «манкунианцам» так вольготно чувствовать себя на трансферном рынке, позволяя тренеру-голландцу Луи ван Галу тратить сотни миллионов на игроков, которые ему так необходимы.
ПСЖ
С парижским ПСЖ вообще вышла забавная история. После того, как клуб начал тратить по 150 миллионов долларов за трансферное окно на покупку футболистов, владельцы поняли, что вскоре у них возникнут проблемы с соблюдением правил финансового fair play УЕФА, ограничивающего затраты клуба, которые не покрываются его доходами.
Выход был найден быстро — откуда ни возьмись появился спонсор в виде крупной катарской телекоммуникационной компании, которая была готова давать команде по 200 миллионов долларов в год. Но ведь и в УЕФА не дураки сидят. Футбольные власти поняли, что дело тут нечисто и без скрытых мотивов ни одна компания не предложила бы такой контракт, который в несколько раз превосходит рыночные расценки.
В ходе расследования была установлена связь между владельцами телекоммуникационной компании и хозяевами парижского футбольного клуба. В итоге УЕФА не только заставил ПСЖ в два раза урезать сумму спонсорских вливаний и снизить её до 100 миллионов в год, но и наложил на клуб многомиллионные штрафы за несоблюдение правил финансового fair play. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Кстати, оба этих контракта были заключены в тот момент, когда доллар стоил не более 35 рублей за штуку. Заключи тогда «Динамо» новый спонсорский контракт с ВТБ, и клуб получил бы уже не 70 миллионов долларов, а 128,5 миллионов долларов в год, установив мировой рекорд.
«Динамо»
Теперь давайте посмотрим на московское «Динамо», матчи которого не значатся в первой десятке рейтингов спортивных событий России, на домашние встречи которого не собирается даже крохотный подмосковный стадион в Химках. Футболки команды не расходятся миллионными тиражами по всему свету...
Но в России все эти объективные показатели ровным счётом ничего не означают. А чем мы хуже МЮ, видимо, спросили в совете директоров ВТБ и дали согласие на выделение практически 70 миллионов долларов в год на спонсорство собственному клубу. «Динамо» ведь тоже хочет покупать дорогих футболистов и платить по 5–6 миллионов долларов в год (если верить СМИ) игрокам уровня Александра Кокорина.
Вот мы и получаем в России, которая едва-едва попадает в десятку стран по сумме контракта на приобретение телевизионных прав, один из самых крупных контрактов планеты, заключённый частично государственной компанией с клубом, который ни разу за свою историю даже чемпионата России не выиграл.
Заинтересуется ли этой сделкой УЕФА, под эгидой которого «Динамо» принимает участие в Лиге Европы, а в следующем году надеется играть ещё и в Лиге чемпионов? Скорее всего. Сумеет ли финансовый комитет найти связь между спонсорским контрактом и владельцами клуба, ЗАО ВТБ, чтобы не учитывать этот контракт при проверке на факт соблюдения финансового fair play? При желании это не должно составить большого труда.
И ведь всё это происходит на фоне кризиса, разгоревшегося в стране и прежде всего в банковской сфере. В тот момент, когда основообразующим банкам понадобились дополнительные средства со стороны Центробанка РФ, специалисты спортивного рынка ожидали, что крупные компании примутся избавляться от непрофильных расходов и первыми ласточками будут спонсорские контракты спортивных клубов.
Не тут-то было. Всё произошло с точностью до наоборот — «Динамо» заключило рекордную сделку для российского футбола и третью по величине годового спонсорства для футбола мирового.
Кто меньше?
Удивительно, но целый ряд всемирно известных клубов от своих спонсорских контрактов получают заметно меньше уже позабытого в Европе московского «Динамо».
Так, до 2012 года рекордным считался контракт английского «Манчестер Сити», который получал от катарской авиакомпании лишь по 64,2 миллиона долларов в год и при этом должен был переименовать в честь компании не только собственный стадион, но и целую спортивную деревню.
«Барселона», за которую выступает рекордсмен по количеству званий лучшего игрока планеты Лионель Месси, и вовсе по сравнению с «Динамо» — бедняки. Их лучший контракт подразумевает ежегодные поступления в казну клуба лишь в размере 47 миллионов долларов.
Победитель Лиги чемпионов 2013 года, чемпион Германии, обладатель кубка страны, команда, в которой играет порядка десяти действующих чемпионов мира 2014 года, мюнхенская «Бавария», получает от своего спонсора, телекоммуникационной компании, лишь 38,3 миллиона долларов в год — смешные цифры.