Что такое злоупотребления в мессенджере и кого за них могут засудить?
Злоупотребление в мессенджере – это попытки обойти условия предоставления услуг компании. Наиболее частыми злоупотреблениями в мессенджерах и социальных сетях являются рассылка спама и добавление в группы и паблики без приглашения. В большинстве случаев спам распространяется при помощи SMS-шлюзов, а также «серых» номеров. На днях о начале борьбы с распространителями спама заявили в одном из крупнейших мессенджеров – в WhatsApp. Руководство компании объявило, что будет разбираться в суде с теми пользователями, которые игнорируют правила и массово продвигают свои услуги.
Реально ли справиться со спамерами?
По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, проблема, с которой намерен бороться мессенджер, требует комплексного решения, поскольку она не является абсолютно новой. Сегодня рассылка спама остается экономически эффективным средством маркетинга, несмотря на крайне низкий процент откликов на него. По словам эксперта, эффективность борьбы мессенджера со спамерами будет зависеть от того, каким окажется эффект от судебных исков, поскольку затраты на рассылку рекламы незначительные. Для того чтобы начать рассылку, спамеру требуется лишь ввести список телефонных номеров, которые можно использовать для рассылки.
«Проблема спама извечна, как мир. Раньше с ней боролись в почте, а теперь с ней начали вести такую же борьбу и в мессенджерах. Объявленные действия могут дать свои плоды, но стоит еще посмотреть на то, что именно будет происходить в этой области и насколько действенны будут объявленные судебные иски. В прошлом, когда это случалось с почтовыми аккаунтами, не всегда удавалось достичь каких-то целей, поскольку была возможность легко сменить почтовый адрес», – говорит Муртазин.
За что WhatsApp может подать судебный иск против пользователя?
С 7 декабря 2019 года компания WhatsApp намерена подавать судебные иски против пользователей, которые нарушают правила мессенджера. В частности, ресурс запретит использовать программу не для личного общения. Как заявили в компании, мессенджер был создан как платформа для частного обмена сообщениями, а не для злоупотреблений со стороны людей и компаний, которые занимаются автоматической и массовой рассылкой сообщений, а также используют WhatsApp «не в личных целях».
Как сказано в официальном пресс-релизе, подавать иски компания намерена против лиц, которые участвуют в рассылке автоматизированных или массовых сообщений. Согласно установленным мессенджером правилам, одно и тоже сообщение нельзя отправлять более чем пяти пользователям подряд. Эта норма была введена 21 января 2019 года для борьбы с распространением фейковой информации на платформе. Ранее одну и ту же новость можно было перенаправить до двадцати раз.
В WhatsApp также заявили, что будут и дальше блокировать аккаунты, пытающиеся обмануть систему машинного обучения. Как сказано в пресс-релизе, на данный момент уже заблокировано больше 1 млн таких недобросовестных пользователей.
Какие правила пользования мессенджерами действуют в России?
С 5 мая 2019 года в России вступили в силу новые правила пользования мессенджерами. Теперь, чтобы пользоваться сервисом, надо подтвердить номер телефона. Для этого мессенджер направляет сотовому оператору запрос, чтобы узнать, есть ли абонент в базе данных. Если процедура идентификация прошла успешно, в базу данных сотовых операторов вносят информацию о том, какое именно приложение использует их клиент. Таким образом владельцы мессенджеров обязаны проверять, что пользователь аккаунта и владелец номера – одно лицо. Мессенджер также обязан присвоить пользователю уникальный код.