Маркетплейсы имеют обязанность контролировать товары на своих площадках, то есть предотвращать проникновение контрафакта, следить за маркировкой и проверять продавцов. Об этом НСН сообщил глава Союза потребителей России Алексей Койтов.
В России прозвучало предложение усилить государственное регулирование маркетплейс-платформ. Общественная потребительская инициатива (ОПИ) обратилась с соответствующим письмом к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. В документе предлагается ввести обязательные проверки сопровождаемых административной ответственностью для маркетплейсов документов, которые допускают к продаже нелегальные продукты. Койтов отметил, что на сегодняшний день регулирование маркетплейс-платформ практически отсутствует.
ОПИ в своем письме уделила особое внимание проблеме продажи БАДов. Исследования показали, что на крупнейших платформах в более чем 60% случаев под прикрытием БАДов продается нечто иное: запрещенные ингредиенты, сверхдозы витаминов или даже лекарственные препараты — фактически это контрафакт.
Койтов указал, что на заседании Совета Торгово-промышленной палаты России обсуждался законопроект, регулирующий платформенную экономику, включая маркетплейсы и другие площадки. На данный момент регулирование маркетплейсов редко применяется и во многом зависит от саморегулирования.
«Темпы роста конфликтов у маркетплейсов, растут в два с половиной раза быстрее, чем сам рынок. Однако они вообще фактически ни за что не отвечают», — рассказал он.
Однако, по словам Койтова, подходить к регулированию следует с умом, не перекладывая всю ответственность на платформы.
Глава Союза потребителей подчеркнул, что маркетплейс не обязан гарантировать качество продукции, но может препятствовать проникновению контрафакта в сегменте БАДов. Например, можно настроить автоматические фильтры для проверки наличия БАДов в реестре, а также проверять продавца, цифровую маркировку и другие параметры.
«Надо их обязывать проверять полноту информации, которая дается потребителю. Но мы за разумную ответственность», — резюмировал он.
Ранее эксперт Игорь Березин сообщил, что бизнес на маркетплейсе требует не только стартовый капитал.