Ученым впервые удалось снять на видео ударную световую волну

Москва, 23 января - АиФ-Москва.

Ученые из Вашингтонского университета в Сент-Луисе впервые сняли на видео ударную волну от пучка света, использовав самую быструю в мире камеру, сообщает журнал Science Advances.

В статье отмечается, что звуковой удар возникает, если объект движется быстрее скорости звука. При этом появляются набегающие друг на друга волны, и формируется одна мощная ударная волна – конус Маха.

Чтобы увидеть его световой аналог, группа физиков построила узкий туннель, заполненный испарившимся сухим льдом. После этого они произвели импульсы зеленого света, каждый из них длился не больше семи пикосекунд (триллионная доля секунды). Фотонные пучки рассеивались на частицах диоксида углерода, создавая световые волны. Они падали на пластины из силиконового каучука и оксида алюминия, окружающие туннель. Все происходящее снимала камера с частотой 100 миллиардов кадров в секунду.

Авторы статьи поясняют, что хотя не существует ничего, что может двигаться быстрее фотонов, они все же могут замедлять скорость, проходя через плотную среду. В этом случае при их падении на пластины появляется эффект, при котором позади лазерного пучка образуется конус Маха из медленно движущихся световых волн.

Ученые считают, что самая быстрая в мире камера, также позволит увидеть другие сверхбыстрые процессы – такие, как прохождение импульсов по нейронам головного мозга.