Москва – Кассиопея. Астрономы обнаружили ближайшую к Солнцу «Суперземлю»

Рукой подать

Самую близкую из известных на сегодняшний день экзопланету земного типа обнаружили астрономы при помощи «Спитцер». Как сообщается в пресс-релизе НАСА, планета HD 219134b обращается вокруг звезды Глизе 892 в созвездии Кассиопея. Данную звезду можно наблюдать с Земли невооружённым глазом, хотя Глизе 892 уступает Солнцу по яркости и температуре.

Впервые HD 219134b была обнаружена при помощи спектрографа HARPS-North на итальянском 3,6-метровом телескопе «Галилео», установленном на Канарских островах. По массе планета примерно в 4,5 раза больше Земли и обращается вокруг своей звезды за три дня. Наблюдения, сделанные с помощью телескопа «Спитцер» показали, что диаметр HD 219134b в 1,6 раза больше Земли.

Сопоставление массы и размера помогло установить плотность вещества экзопланеты, которое указывает на то, что она является земплеподобной, а не газовым гигантом, подобным Юпитеру.

Подарок для учёных

Помимо HD 219134b, в системе звезды Глизе 892 на сегодняшний день известны ещё три планеты, однако они не относятся к земному типу.

Энтузиастам поисков внеземного разума в данному случае не стоит беспокоиться: по мнению учёных, HD 219134b находится слишком близко к звезде, что исключает возможность существования на ней жизни.

Но для астрономов новая экзопланета стала настоящим подарком. Это самая ближайшая планета земного типа вне пределов Солнечной системы. Ближе только экзопланета GJ674b (14,8 световых года), однако учёным неизвестен её тип.

Большинство известных на сегодняшний день экзопланет находятся на удалении в сотни световых лет, что крайне затрудняет их изучение.

Кроме того, HD 219134b является так называемой транзитной планетой, то есть она расположена так, что её можно наблюдать с помощью телескопов во время прохождения между Землёй и своей звездой.

«Транзитные экзопланеты ценятся на вес золота, потому что мы можем описать различные их параметры. Эта планета будет одной из наиболее активно исследуемых в ближайшие десятилетия», — заявил Майкл Вернер из Лаборатории реактивного движения NASA.

Миллиарды миров, похожих на Землю

В последнее время сообщения об обнаружении экзопланет, то есть планет, расположенных вне Солнечной системы, приходят регулярно.

Всего неделю назад представители НАСА сообщили об обнаружении экзопланеты, маскимально похожей на Землю, на стыке созвездий Лиры и Лебедя. Объект, обнаруженный космическим телескопом «Кеплер», получил наименование Kepler-452b, однако с лёгкой руки журналистов его уже окрестили «Земля 2.0». Kepler-452b находится в так называемой «зоне жизни», параметры звезды, вокруг которой вращается планета, схожи с параметрами Солнца. Но изучение этого объекта сильно затрудняет его удалённость — Kepler-452b расположен в 1,4 тысячи световых лет от Земли.

Нынешние открытия подтверждают выводы учёных, сделанные около двух лет назад на основании анализа итогов работы телескопа «Кеплер». По мнению астрономов, планет, подобных Земле, существуют миллиарды, и на большинстве из них возможно существование условий для развития жизни.

Не исключено, что HD 219134b окажется не последней экзопланетой, обнаруженной, по космическим меркам, неподалёку от Земли. Кто знает, быть может, главная сенсация в истории человечества уже на пороге. Истина где-то рядом.