Кто такой «денисовский человек»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Нужно ли возрождать советские вытрезвители? 06/02/2019
Категория:  Люди Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 06/02/2019
Ответ редакции

В январском номере журнала Nature вышло сразу две статьи о времени обитания первобытного человека на территории Южной Сибири — в знаменитой Денисовой пещере. Исследователи уточнили датировки: когда и кем была заселена пещера. И если про неандертальцев и людей современного типа (Homo sapiens) мы что-то помним со школьной скамьи, то кто такие денисовцы?

Копия зуба денисовца.
Копия зуба денисовца. Фото: Commons.wikimedia.org

Денисова пещера находится на юге Алтайского края. Археологические работы там ведутся с 1982 года. За время раскопок было обнаружено 22 культурных слоя с останками людей, связанные с ними артефакты и кости животных. Самые значимые открытия ждали археологов в 11-м слое возрастом 50 тысяч лет — в нём были сделаны находки, которые прославили Денисову пещеру на весь мир. Это три коренных зуба, фаланга мизинца, костяные орудия и женские украшения.

Расшифровка ДНК костных останков произвела сенсацию и в топ-листе научных прорывов 2012 года, по версии журнала Science, заняла второе место (после открытия бозона Хиггса). Выяснилось, что останки принадлежат виду людей, ранее науке не известному. До этого считалось, что Евразию населяли только два вида людей — неандертальцы и пришедшие следом за ними кроманьонцы (предки Homo sapiens). Генетический анализ показал, что новый вид (его назвали денисовским человеком) близок к неандертальцам, но всё-таки разошёлся с ними по разным ветвям эволюции около 640 тысяч лет назад.

После открытия генетиков все обнаруженные в пещере объекты и артефакты были тщательно и многократно исследованы. По ним проведены десятки научных работ в мировых лабораториях мира. Фаланга мизинца, как выяснилось, принадлежала девочке возрастом 7-12 лет. Частично воссоздан её облик: она была темнокожей и кареглазой.

Денисова пещера.
Денисова пещера. Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

Обнаружить гены денисовского человека у современных жителей Евразии учёные не смогли (в отличие от генов неандертальцев — их у нас может быть до 4%). Единственный народ из ныне живущих на Земле, который хоть как-то генетически связан с этой загадочной популяцией, обитает на островах Меланезии, что к северо-востоку от Австралии. У его представителей найдено 5% общих генов с прочитанным геномом денисовцев.

Установлено, что на протяжении 200 с лишним тысяч лет Денисова пещера была домом для трёх видов людей. Они обитали там всю эпоху палеолита, которая завершилась 12 тысяч лет назад. А денисовские люди жили в ней 50 тысяч лет назад.

«За годы работы в Денисовой пещере мы получили целый ряд ярких свидетельств, что на этой территории именно денисовцам принадлежит становление культуры верхнего палеолита, которую во всём мире принято связывать с распространением Homo sapiens, — говорит директор Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков. — А наиболее древний на сегодняшний день костный фрагмент денисовца был найден в самом нижнем слое Денисовой пещеры, возраст которого более 300 тысяч лет!».