Астрофизик Константин Батыгин. Досье

Категория:  Космос

Американский астрофизик русского происхождения Константин Батыгин стал известен после того, как в 2016 году вместе со своим коллегой Майклом Брауном выдвинул теорию Девятой планеты. Ученые считают, что в Солнечной системе существует еще одна планета (и это не Плутон). В январе 2019 года они заявили, что им удалось вычислить положение и предполагаемые размеры небесного тела. По мнению Батыгина и Брауна, «Планета икс» удалена от Солнца на 104 миллиарда километров, а ее масса в 10 раз превышает массу Земли.

Константин Батыгин
Константин Батыгин. Фото: Commons.wikimedia.org

Биография

Константин Батыгин родился в Москве 23 марта 1986 года. Его отец Юрий Батыгин — ученый, специализировался на физике ускорителей и работал в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (с начала 1950-х до 1993 года — Московский инженерно-физический институт, с 1993 по 2003 год — Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), с 2003 года — Московский инженерно-физический институт (государственный университет)).

В 1994 году отец начал работать в японском научно-исследовательском институте RIKEN, и Батыгины переехали в город Вако в Японии. Там Константин пошел в японскую начальную школу, а позже продолжил обучение в школе при посольстве России. В то время мальчик увлекался карате.

В начале 2000-х годов Юрия Батыгина пригласили на работу в Национальную ускорительную лабораторию SLAC в Калифорнии, вместе с ним в США переехали жена с сыном.

Еще не получив образования, Константин работал ассистентом-исследователем в двух организациях: в Исследовательском центре Эймса (с июня 2005 года по январь 2006) и в Ликской обсерватории (с марта 2006 года по сентябрь 2008). В 2008 году Батыгин окончил Калифорнийский университет в Санта-Круз, штат Калифорния, и получил степень бакалавра по астрофизике. В то же время он вместе с известным калифорнийским планетологом Грегори Лафлином исследовал долговременную динамическую эволюцию Солнечной системы, после чего написал работу на эту тему, которую признали лучшей в университете в 2008 году.

В 2010 году Константин Батыгин стал магистром астрофизики в Калифорнийском университете, а в 2012 году защитил там докторскую диссертацию. В это же время молодой ученый начал сотрудничать с Дэвидом Стивенсоном и Майклом Брауном, его будущим соавтором теории о Девятой планете.

В июле-ноябре 2012 года Батыгин проходил постдокторантуру в Обсерватории Лазурного берега в Ницце, Франция. Потом два года проработал в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики. С 2014 года Батыгин преподает в Калифорнийском технологическом университете.

Молодой ученый женат, у него есть дочь.

Теория Девятой планеты

20 января 2016 года Константин Батыгин и Майкл Браун опубликовали статью в ежемесячном журнале The Astronomic Journal. Там ученые изложили свою теорию о Девятой планете Солнечной системы. Существование этого небесного тела, по их мнению, могло бы объяснить некоторые аномалии.

Батыгин и Браун предполагают, что Девятая планета — ядро зарождающегося газового гиганта (планета наподобие Юпитера и Сатурна). Им удалось рассчитать параметры небесного тела, в том числе орбиту. Масса планеты предположительно равна массе десяти таких планет, как Земля, а ее диаметр — в 2-4 раза больше земного. Орбита Девятой планеты, по мнению ученых, вытянутая и имеет период обращения в 15 тысяч земных лет (за это время планета успевает совершить один полный оборот вокруг Солнца).

После публикации статьи Батыгина и Брауна многие астрономы пытались обнаружить «Планету икс», но на данный момент поиски не принесли успехов.