Рядом с Солнцем найдена «суперземля», на которой может быть жизнь

Недалеко – по космическим масштабам – от Земли найдена экзопланета, которая находится в так называемой «зоне жизни» - то есть на таком расстоянии от своей звезды, которое делает возможным существование на поверхности планеты воды в жидком состоянии.

Примечательно, что, если исходить из принятой ныне в астрономии теории образования планет, у звезды с такими характеристиками планетной системы быть вообще не должно.

Экзопланета-«суперземля» была открыта в созвездии Скорпиона на расстоянии 22 световых лет от Земли. Она вращается вокруг красного карлика GJ 667C. Масса планеты превышает массу Земли в 4,5 раза, а период ее обращения вокруг светила равен 28 земным суткам.

На сегодняшний день эта «суперземля» – один из главных кандидатов в пригодные для жизни космические объекты. Конечно, человеку на ней было бы не слишком комфортно – масса планеты (а значит, и сила тяжести на ней) больше земной в 4,5 раза, а год длится всего лишь 28 земных суток.

Согласно большинству моделей формирования планет, у бедных металлами (элементами тяжелее водорода и гелия) звезд, к которым относится GJ 667C, планет, относящихся к земной группе, быть не должно. Это связано с тем, что именно «тяжелые» элементы (углерод, кислород с азотом) служат главным «строительным материалом» при образовании твердых планет. Соответственно, если в молодой звезде мало этих элементов, их мало и в газо-пылевом облаке, из которого формируются сами планеты.

Открытый красный карлик является довольно тусклым светилом, основная часть излучения которого приходится на инфракрасную область. Однако при этом открытая суперземля поглощает от своего светила энергии больше, чем Земля от Солнца. Это дало ученым основания полагать, что на ней может присутствовать вода и белковая жизнь.

Планета была открыта сотрудниками американского Института Карнеги после анализа результатов измерений вызванных гравитацией планеты колебаний движения планеты, публикуемых Европейской Южной обсерваторией. В рамках своего исследования ученые опирались на данные четырехлетних наблюдений.

Помимо открытия новой планеты, исследователи сделали вывод, что вокруг звезды GJ 667C, скорее всего, вращается еще нескольких планет. Данные показывают, что один из кандидатов вращается вокруг звезды с периодом 75 дней, другой, вероятно газовый гигант - 10 лет.

Сверхземлями называют класс планет, масса которых превышает массу Земли, но значительно меньше массы газовых гигантов.