Примерное время чтения: 14 минут
17526

От «Суворова» до «Севола». 5 кораблекрушений, происшедших по вине капитанов

Сюжет Крушение парома у берегов Южной Кореи
Паром «Севол».
Паром «Севол». Reuters

Паром «Севол», 295 погибших

Апелляционный суд Южной Кореи приговорил к пожизненному заключению капитана затонувшего в апреле 2014 года парома «Севол» Ли Чжун Сока.

70-летний капитан был признан виновным в массовом убийстве.

Паром «Севол», следовавший из Инчхона на остров Чеджудо, подал сигнал бедствия около 9:00 по местному времени 16 апреля 2014 года. Судно, находившееся примерно в 20 километрах от Бьюнпонга, внезапно потеряло ход и начало давать крен. По данным следствия, причиной стал слишком резкий поворот, вызвавший смещение груза в трюме. Как было установлено, в момент аварии судном управляла неопытная 25-летняя женщина-штурман, которая на этой линии работала лишь пятый месяц, а во флот пришла только год назад.

Капитан «Севола» и его помощники не только не сумели предотвратить крушение, но и не организовали своевременнее оповещение и эвакуацию пассажиров.

На борту «Севола» в момент трагедии находились 476 пассажиров и членов экипажа. В результате катастрофы погибли 295 человек, 250 из которых — школьники. В числе жертв трагедии и один россиянин — 16-летний ученик южнокорейской школы Вячеслав Серков.

Менее чем через неделю после катастрофы власти Южной Кореи опубликовали аудиозапись переговоров экипажа «Севола» со службой береговой охраны, которая свидетельствовала, что команда парома бездействовала и фактически не предпринимала мер для спасения людей. В течение получаса с 9:06 до 9:37 16 апреля между «Севолом» и береговой охраной состоялось 11 сеансов переговоров, и уже в первом береговые службы потребовали начать немедленную эвакуацию людей. Однако вместо этого с «Севола» многократно повторялся вопрос «Будет ли помощь?», а эвакуация началась только тогда, когда положение судна сделало её почти невозможной.

При этом 29 основных членов экипажа «Севола» во главе с Ли Чжун Соком благополучно покинули судно и были спасены, в то время как брошенные ими пассажиры оказались обречены на смерть.

Президент Южной Кореи Пан Кын Хэ заявила: «Поведение капитана и некоторых членов экипажа непостижимо с точки зрения здравого смысла, и это похоже на акт убийства, которое невозможно допустить».

Ли Чжун Сок сразу после катастрофы принёс извинения родственникам погибших, заявив, что ему очень стыдно. Большинство родственников жертв аварии не приняли извинений капитана «Севола».

52-летний завуч школы Кан Мин Гю, находившийся со своими учениками на борту, напротив, не был виноват ни в чём. Однако уже после своего спасения педагог не смог жить с мыслью, что многие его ученики погибли, и свёл счёты с жизнью.

Первый судебный процесс над капитаном и членами экипажа «Севола» состоялся в ноябре 2014 года. Тогда суд южнокорейского города Кванжду приговорил Ли Чжун Сока к 36 годам тюрьмы. Старший механик судна получил 30 лет тюрьмы, остальные члены экипажа, оказавшиеся на скамье подсудимых, были осуждены на срок от 5 до 20 лет.

Спустя два дня восемь членов экипажа подали апелляцию, настаивая на отмене приговора и пересмотре дела. Сам Ли Чжун Сок полагал, что может рассчитывать на снисхождение в связи со своим преклонным возрастом.

В итоге пересмотр дела завершился для капитана «Севола» пожизненным лишением свободы.

Лайнер «Costa Concordia», 32 погибших

В феврале 2015 года завершился суд над виновником ещё одного резонансного кораблекрушения последних лет — капитаном круизного лайнера «Costa Concordia» Франческо Скеттино.

13 января 2012 года судно, следуя по своему обычному круизному маршруту «7 ночей зимнего Средиземноморья», в районе посёлка Джильо-Порто на острове Джильо наскочило на каменный риф, получило пробоину и стало тонуть.

На борту в тот момент находились 3216 пассажиров из 62 стран, в том числе 108 россиян, а также 1023 члена команды.

Несмотря на относительно небольшую глубину в районе катастрофы, судно легло на борт и оказалось частично затопленным.

Как и в случае с «Севолом», команда не смогла организовать своевременную эвакуацию пассажиров. Более того, капитан Скеттино фактически сбежал с судна, бросив людей на произвол судьбы. Спасательная операция началась только тогда, когда с «Costa Concordia» по собственной инициативе вышла на связь береговая охрана.

В результате катастрофы погибли 32 человека, россиян среди них не было.

Франческо Скеттино, обнаруженный полицейскими на берегу, первоначально заявил, что корабль налетел на риф, не отмеченный на карте. На последующих допросах Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к берегу острова Джильо и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана, проживающего на острове, как делал это неоднократно в прошлом. На сей раз, однако, команда на поворот была дана с опозданием, в результате чего «Costa Concordia» налетела на мель.

В ходе следствия и судебного процесса, начавшегося 17 июля 2013 года, Скеттино ещё несколько раз менял показания, перекладывая ответственность на руководство компании-судовладельца.

Однако 12 февраля 2015 года суд итальянского города Гроссето признал Франческо Скеттино виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек, погибших в результате катастрофы, потоплении судна, а также в том, что покинул судно до окончания эвакуации всех находившихся на борту, и приговорил капитана к 16 годам тюрьмы.

В отечественной истории капитаны также признавались виновниками крупнейших кораблекрушений.

Теплоход «Александр Суворов», 176 погибших

5 июня 1983 года в 22 часа 45 минут пассажирский теплоход «Александр Суворов», следовавший по туристическому маршруту Ростов-на-Дону – Москва, на подходе к Ульяновску на полном ходу зашёл под несудоходный пролёт Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию.

В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Скорость теплохода перед столкновением составляла 25 км/час, то есть была близка к максимальной. После столкновения теплоход по инерции прошёл за мостом ещё около 300 метров. Из-за аварии пролётное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см. В это время по мосту следовал грузовой поезд со скоростью 70 км/ч, массой 3300 тонн, в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. Часть вагонов опрокинулись, их груз (уголь, зерно, брёвна) частично попали на теплоход.

На судне в тот момент находились 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала, а также не установленное точно число знакомых и родственников членов экипажа.

В момент столкновения большая часть пассажиров находилась в кинозале и на танцплощадке на верхней палубе, полностью уничтоженной столкновением с фермой моста, что предопределило большое количество жертв. По данным следствия, погибли не менее 176 человек.

Теплоход «Александр Суворов» снова в строю
Теплоход «Александр Суворов» снова в строю Фото: Commons.wikimedia.org

В ходе расследования было установлено, что вина за катастрофу лежит на экипаже «Александра Суворова». Непосредственными виновниками были названы нёсшие вахту старший помощник капитана Митенков и рулевой Уваров, погибшие при катастрофе.

Капитан «Александра Суворова» Владимир Клеймёнов остался жив, его нашли возле опоры моста на дамбе. По одной из версий, его отбросило туда после удара.

Именно капитан Клеймёнов стал главным обвиняемым на судебном процессе по делу о катастрофе. Суд посчитал, что капитан «Александра Суворова» не обеспечил поддержание дисциплины на судне и самоустранился от спасения пострадавших.

Владимир Клеймёнов был приговорён к 10 годам лишения свободы, из которых отбыл шесть, после чего был освобождён из заключения по состоянию здоровья. Капитан умер от инфаркта в 1990 году.

После катастрофы теплоход «Александр Суворов» был восстановлен и вернулся в эксплуатацию.

Пароход Адмирал Нахимов
Пароход «Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

Пароход «Адмирал Нахимов», 423 погибших

31 августа 1986 года в 23 часа 12 минут в 15 км от Новороссийска и в 4 км от берега при выходе из порта советский пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Пётр Васёв». В результате столкновения «Адмирал Нахимов» получил тяжёлые повреждения и затонул в течение нескольких минут. Из 1234 человек, находившихся на его борту, погибло 423 пассажира и члена экипажа.

Второй помощник капитана парохода «Адмирал Нахимов» Александр Чудновский, управлявший судном в момент столкновения, заперся в каюте и ушёл на дно вместе с кораблём.

Причиной катастрофы стало нарушение экипажами кораблей правил судовождения.

Капитаном «Адмирала Нахимова» был Вадим Марков, капитаном «Петра Васёва» — Виктор Ткаченко. Обоим капитанам было предъявлено обвинение по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Открытый судебный процесс над капитанами начался в марте 1987 года в Одессе, в Доме культуры железнодорожников. И Марков, и Ткаченко были признаны виновными и приговорены к 15 годам лишения свободы.

В ноябре 1992 года указами президентов своих стран (один из капитанов отбывал срок наказания в России, другой — на Украине) оба капитана были помилованы и выпущены на свободу.

Балкер Пётр Васёв
Балкер «Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

Капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков после освобождения проживал в Одессе, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. В мае 2007 года он умер после продолжительной болезни.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль. В сентябре 2003 года яхта, которой управлял Тальор-Ткаченко, потерпела крушение в районе канадского острова Ньюфауленд. Сам капитан и все, кто находился на борту, погибли.

Теплоход «Булгария», 122 погибших

10 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань – Болгар – Казань, потерпел катастрофу и затонул в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Из 201 человека, находившегося на борту, 79 были спасены, 122 погибли.

Комиссия Ространснадзора, проводившая проверку по факту катастрофы, пришла к выводу, что причинами трагедии стали невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственно к катастрофе, по мнению большинства экспертов, привело то, что экипаж не задраил иллюминаторы, через которые при сильном ветре и ливне с грозой в условиях крена на борт стала поступать забортная вода. В результате судно опрокинулось и затонуло.

Среди лиц, которые в мае 2013 года предстали перед судом, не было капитана «Булгарии» Александра Островского. Дело, возбуждённое в его отношении, было прекращено в связи со смертью обвиняемого. Водолазы обнаружили тело капитана на борту затонувшего судна — Александр Островский остался у штурвала и ушёл на дно вместе с «Булгарией».

В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова были выдвинуты обвинения по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта»), а также по статье 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В июле 2014 года Московский районный суд Казани признал Рамиля Хаметова виновным и приговорил его к лишению свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима.

2 апреля 2015 года Верховный суд Татарстана утвердил приговор по уголовному делу о крушении дизель-электрохода «Булгария».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах