Может ли охранник магазина удерживать покупателя?
Конфликты между покупателями и охранниками магазинов и торговых центров происходят нередко. СМИ регулярно сообщают о том, как сотрудник ЧОПа в том или ином регионе страны применил физическую силу или другим образом нарушил права клиентов.
АиФ.ru разобрался в том, в каких случаях охранник действительно может удерживать покупателя, а также какие для этого должны быть основания.
Может ли охранник задержать покупателя?
Согласно статье 12 закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», охранник может задержать посетителя. Однако стоит учитывать, что речь идет исключительно о «лицах, совершивших противоправное посягательство на охраняемое имущество». Кроме того, задержание возможно исключительно «на месте правонарушения».
Таким образом, нельзя задерживать человека, который, по мнению сотрудника ЧОПа, выглядит подозрительно. Но, если на глазах у него посетитель что-то украл, охранник может препятствовать выходу человека из торговой точки.
При этом в законе уточняется, что задержанный на месте правонарушения человек должен быть незамедлительно передан в полицию. Охранник не имеет права ограничивать передвижение человека без немедленного звонка в отделение МВД. Он также не может задержать покупателя для самостоятельного досмотра его вещей.
Разрешено ли охраннику применять силу?
Если человек отказывается дожидаться полиции, охранник вправе применить физическую силу. Но только для того, чтобы предотвратить преступление, или в целях самообороны. Т. е. применяемая сила должна быть соразмерна той степени ущерба, который пытается предотвратить сотрудник ЧОПа.
Если же покупатель считает, что действия охранника были незаконны и его удерживали силой зря, он может обратиться в суд. Если суд согласится с доводами пострадавшего, действия работника частной охранной организации расценят как превышение должностных полномочий. Согласно статье 203 УК РФ, за это охраннику может грозить лишение свободы на срок до двух лет.