Примерное время чтения: 8 минут
3018

Проклятие детских могил. Раскрыты причины, почему в Канаде горят храмы

Пожар в англиканском протестантом храме Святой Анны, одном из 100, сгоревших за последние годы, Торонто, Канада.
Пожар в англиканском протестантом храме Святой Анны, одном из 100, сгоревших за последние годы, Торонто, Канада. кадр видео

10 июня в Канаде сгорел храм — историческая англиканская церковь Святой Анны в Маленькой Португалии в Торонто. Казалось бы, что тут такого? Пожары бывают везде. Но проблема в том, что за последние три года в Канаде сгорело или подверглось вандализму уже больше 100 церквей.

А начались пожары после того, как в стране были обнаружены массовые незадокументированные захоронения детей — возле бывших специализированных церковных приютов для детей коренных народов.

Первые безымянные могилы 215 детей были обнаружены в мае 2021 года в канадском городе Камлупс. О страшной находке объявила вождь коренного народа секвепемк Росанна Касимир.

Что это за могилы и кто там лежит, стало ясно очень быстро. Захоронения находились на территории бывшей школы-интерната для детей коренных народов. Программа по созданию подобных школ была запущена в Канаде еще в конце XIX века. Слухи о том, что с детьми в этих интернатах происходит что-то не то, что уровень смертности среди воспитанников абсолютно ненормальный, начали доходить до канадской общественности еще в 60-х гг. ХХ. Тем не менее школы существовали еще 30 лет — последняя была закрыта лишь в 90-х гг.

И по некоторым оценкам, за время существования интернатов из 150 тысяч прошедших через них детей, умерло до 30 тысяч. Т. е. каждый пятый. Смертность в некоторых интернатах в отдельные периоды достигала 60% учащихся.

Перевоспитать «дикаря»

Идеи создания специализированных интернатов для детей коренных народов у правительства Канады родилась в 70-х гг. XIX в. Чтобы изучить опыт соседних Соединенных Штатов, где как раз гремели индейские войны и армия США загоняла последние вольные индейские племена в резервации, туда был отправлен правительственный чиновник Николас Флуд Дэвин. Он стал создателем системы, которую представители коренных народов сейчас сравнивают с нацистскими концлагерями.

Дэвин писал: чтобы индейцы интегрировались в жизнь современной Канады, их детей нужно оторвать от дома, где «влияние вигвама сильнее, чем влияние школы». Обучать детей предлагалось в специально созданных церковных интернатах, где ученики, по его мысли, должны были постоянно «находиться в цивилизованных условиях».

Первые школы появились в 1878 году. Их число быстро росло и к 1931 году достигло 80. 44 находились под патронажем католической церкви, 21 — англиканской церкви, 13 — Объединенной церкви Канады, 2 — пресвитерианской церкви.

То, что в этих школах происходит что-то неладное, стало ясно достаточно быстро. Уже в начале ХХ в. главный врач Министерства по делам индейцев Питер Брайс обращал внимание на неадекватный уровень смертности в интернатах.

«Из 1537 учеников, о которых сообщалось, почти 25% умерло. В одной из школ, подавшей ведомость с абсолютно точными цифрами, 69% бывших учащихся умерло», — писал он в одном из докладов.

Брайс уже тогда сообщал, что главной причиной такой смертности стала абсолютно антисанитарная обстановка: скученность в спальных помещениях, плохая вентиляция, особенно зимой, когда в окна вставляли вторые рамы, что создавало идеальные условия для распространения инфекций. В результате эпидемии туберкулеза, гриппа, других болезней вспыхивали в интернатах практически постоянно.

Что сделали в интернаты, чтобы решить проблему? В 1917 году они прекратили вести статистику смертей в своих заведениях. Поэтому сейчас цифры погибших можно назвать лишь оценочно. И их число постоянно растет с каждым новым обнаруженным незадокументированным захоронением у очередного бывшего интерната.

Не дети, а «номера»

О том, как велось воспитание в этих образцовых интернатах по типу концлагеря, канадская общественность начала узнавать только в 90-х гг. XX в. Первые расследования были проведены по инициативе индейцев в школе-интернате Сент-Энн в провинции Онтарио в 1992 году. Около 700 свидетелей рассказали о 900 случаях физического и сексуального насилия, которые происходили в этой школе с 1941 по 1972 год.

Быт в школе был организован очень жестоко. Детишек, начиная с пятилетнего возраста (в некоторых школах и с трехлетнего), изымали из семей и отлучали от родителей. Образование велось только на английском, при том, что многие дети его просто не знали. За общение между собой на родном языке детей пороли, мыли мылом рот, избивали. Уровень образования был крайне низким. Фактически, дети большую часть времени занимались физическим, сельскохозяйственным или ремесленным трудом, стиркой или шитьем.

Дети недоедали, были плохо одеты. Вместо имен им часто присваивали номера. «Меня зовут Лидия, но в школе у меня не было имени. У меня были номера. Я была номер 51, номер 44, номер 32, номер 16, номер 11 и в конце концов номер один, перед тем как я собиралась поступать в колледж... Меня так и называли: „Номер 32“. На всей моей одежде была цифра 32», — вспоминала бывшая ученица школы-интерната в Кросс-Лейк Лидия Росс.

А воспитатели религиозных интернатов были очень далеки от образцов христианского сострадания. «Во время избиений я не плакала, из-за этого они становились бешеными, эти две монашки. Начав бить тебя, они теряли контроль — швыряли тебя об стену, бросали об дверь, пинали, били кулаками, сваливали на пол. Они не могли остановиться», вспоминала бывшая ученица школа-интерната в Камлупсе Джеральдин Боб.

Другой девочке досталось из-за того, что она как-то попросила поменять воду в ведре, когда мыла пол. «Нас было трое, мы мыли пол, вода стала грязной, я спросила монахиню: „Сестра, можно поменять воду?“ Она ничего не сказала. Она смотрела в сторону. Я сказала: „Я могу поменять воду?“ Наверное, я спросила ее слишком много раз. Она взяла ведро, надела его мне на голову и стала бить меня шваброй... по моей... пока ведро было у меня на голове», — вспоминала Джейн Бьюли.

Не брезговали некоторые воспитатели и сексуальным насилием. Громче всех разбиралось дело миссионера Артура Лавуайе, которого обвинили в 300 насильственных действиях в отношении своих подопечных. Одного мальчика он изнасиловал 20-25 раз, используя святую воду в качестве лубриканта. Осужден он не был — умер до суда.

Нет ничего удивительного, что многие дети пытались бежать из интернатов. В лучшем случае их ловили, возвращали назад и избивали. В худшем — они погибали во время побега. Например, пятеро детей пытались бежать из школы-интерната Леджак в новогоднюю ночь 1937 года. Они были в легкой одежде, а температура опустилась ниже –20 °С. К утру в интернат вернулся один мальчик — самый старший. Остальные замерзли насмерть.

Как мстят церквям

Страшные находки, связанные с историей «интернатов для перевоспитания индейцев», теперь находят в Канаде каждый год. Очередная находка — кладбище из 715 безымянных могил рядом с интернатом в провинции Саскачеван. И каждая такая новость сопровождается новыми поджогами церквей или вандализмом в них.

Например, 21 июня 2022 года, когда Канада отмечала Национальный день коренных народов, пожар одновременно уничтожил две церкви в Британской Колумбии в 40 километрах друг от друга. Обоим церквям насчитывалось свыше 100 лет. Спустя еще несколько дней сгорели еще две церкви — в одну ночь в Саскачеване.

Всего с мая 2021 года, когда были обнаружены первые массовые захоронения, сгорело уже 33 церкви. В 31-м случае полиция обнаружила следы поджога. Еще около 100 церквей подверглись вандализму.

У канадских экспертов нет сомнений, что нападения на церкви связаны с ужасающей историей школ-интернатов. Как остановить нападения, власти не знают. Призывы любителя нацистов премьер-министра Джастина Трюдо не поджигать церкви, потому что граждане «не должны вымещать зло на зданиях, которые могут быть местом утешения» для других людей, никто не слушает.

Так что церковь Святой Анны в Торонто — явно не последняя, которую предали огню.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах