Примерное время чтения: 7 минут
3315

Тотем квакиутлей из Екатеринбурга. Как попали в Россию сокровища индейцев?

Свадебная церемония в племени квакиутл, невеста в центре. Фотограф Эдвард Кёртис, 1914 г.
Свадебная церемония в племени квакиутл, невеста в центре. Фотограф Эдвард Кёртис, 1914 г. Public Domain

Вождь сказал — вождь сделал

Индейцев у нас любят. Кто из мужчин среднего и старшего возраста не зачитывался в детстве романами Фенимора Купера и Майн Рида, не смотрел фильмы с участием Гойко Митича, не играл во дворе в «индейцев и ковбойцев»? Существовало даже неформальное молодёжное движение, близкое к хиппи — парни и девушки давали себе индейские прозвища, ходили босиком, жили в шалашах, похожих на вигвамы...

И всё же Америка от нас далеко. И подлинных артефактов индейских культур (а их были сотни — только в Северной Америке проживало около 400 племён) в России очень мало. Есть кое-что в Эрмитаже (в основном в запасниках), в ГМИИ им. Пушкина. Что-то хранится в частных коллекциях, но их владельцы не спешат раскрывать сведения. По оценке экспертов, на всю страну наберётся, может быть, пара сотен экспонатов.

Тем удивительней, что на только что открывшейся выставке «Эльдорадо. Сокровища индейцев» собрано почти 150 предметов, представляющих индейские культуры обеих Америк, от Канады до Чили. Среди них золотые и серебряные украшения ацтеков и инков, изделия из керамики, ритуальный нож для человеческих жертвоприношений, картины шамана племени уичоли, выполненные шерстяными нитями и светящиеся в темноте.

«Мы готовили эту выставку 8 лет, — рассказывает президент фонда „Искусство наций“ Александр Шадрин. — Идея принадлежит моему сыну Ярославу. Он объехал всю Америку с севера до юга, познакомился со всеми галеристами, которые связаны с культурами доколумбовой эпохи. И даже подружился с ними — ему показывали уникальные вещи, каких нет в музеях. Но наша задача была не просто собрать артефакты индейцев — нужно было, чтобы они имели художественную, культурную и сакральную ценность. Все экспонаты куплены нами в частных коллекциях или на аукционах. Либо сделаны на заказ современными представителями индейских племён. Скажем, на Гавайях умер коллекционер, и его наследники стали распродавать артефакты. Лучшие наши экспонаты — как раз из этой коллекции. Отдельная история — как нам удалось заполучить родовой тотем вождя племени квакиутлей, самого большого племени в Канаде, сохранившегося до наших дней».

Шадрины хотели, чтобы вождь какого-либо племени собственными руками сделал и продал им свой родовой тотем — сакральный столб из дерева. В реальности представить такое невозможно, но уральские галеристы в переговорах с индейцами делали упор на том, что выставка побывает в разных странах и люди со всего мира познакомятся с их культурой и увидят их родовой тотем. Первый вождь, с которым пришлось иметь дело, попросту «кинул» россиян — взял деньги и исчез. («У нас сейчас нет времени, чтобы посадить его. Но мы уже нашли в Канаде представителей русской мафии, они будут защищать наши интересы», — смеётся Александр).

Затем вышли на вождя квакиутлей Кельвина Ханта. Когда он узнал о нечистоплотности своего соотечественника, очень расстроился. И дал письменную клятву, что сделает тотемный столб для русских. Слово вождь сдержал, и в Россию впервые приехал родовой тотем канадских индейцев — трёхметровый экспонат из красного кедра весом полтонны.

Мифология Безмолвного Ходока

Другая необычная история оказалась связана с доставкой стелы индейцев майя, приобретённой в Мексике. Предмет большой и хрупкий — за его перевозку банально никто не хотел браться. А кроме того, как узнали наши коллекционеры, доставщики опасались, что в стелу мог быть замурован кокаин. Полгода не могли решить эту проблему. Пришлось вывозить стелу в США, а уж оттуда доставлять самолётом в Россию. В выставочный центр Red October её заносили 10 носильщиков и потратили на это два часа.

Александр Шадрин признаётся, что наибольший интерес в Мексике у них вызвало племя уичоли. Во времена колонизации Америки у этих индейцев был жёсткий запрет на контакты с испанцами, даже на разговоры. Этот запрет был закреплён в мифологии: например, считалось, что душа женщины, вступившей в сексуальную связь с конкистадором, прямиком отправляется в ад. Отношение к белым смягчилось лишь в середине ХХ века благодаря вождю по прозвищу Безмолвный Ходок. Среди испанцев он известен под именем Хосе Бенитес Санчес. И не только как вождь и шаман племени уичоли, но и как художник.

Безмолвный Ходок создавал удивительные картины: покрывал деревянную доску воском и на нём выкладывал шерстяными нитями мифические сюжеты. На выставке представлено более десятка работ, выполненных им и его учениками. Цвета яркие и насыщенные — некоторые нити пропитаны флуоресцентной краской, что заставляет картины светиться в темноте.

«Для России эта выставка уникальна, — считает руководитель учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ, доктор исторических наук Галина Ершова. — Организаторы легально приобрели все экспонаты и не прячут их у себя дома в сейфе, а показывают всем желающим. Искренне ценю такой подход. Они вкладываются в то, чтобы мы, жители России, могли узнать что-то новое о культурах народов, которые жили в другие века и на другом конце Земли. Такого ещё не было, чтобы меценатская коллекция, посвящённая Мезоамерике, выставлялась в образовательных целях».

На время работы выставки (а она продлится четыре месяца) предусмотрены интерактивные программы, ориентированные на различные возрастные группы школьников и студентов. Планируются научно-популярные воркшопы, лекции и даже квесты.

А Александр Шадрин убеждён, что интерес к культуре индейцев имеет более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд. «Эта тема выступает в противовес глобализму, она олицетворяет протест против этого монстра, который стремится подчинить себе весь мир», — говорит он.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах