…Что такое моторный дельтаплан?
Мотодельтаплан - это сверхлегкий летательный аппарат, который оснащен двигателем, т.е. силовой установкой, обеспечивающей его запуск и поддержание в воздухе. Он обычно используется для целей учебно-летной работы, любительских полетов и соревнований.
Часто в СМИ и разговорной речи мотодельтапланы путают с дельталетами, что, по официальной классификации Объединенной Федерации Сверхлегкой Авиации России, является ошибкой. Основная разница заключается вот в чем: формально конструкция моторного дельтаплана предполагает, что разбег перед полетом осуществляется «с ног» - за счет разбега пилота. А в случае, если конструкция предполагает наличие шасси, аппарат называют «дельталетом».
Пока точно не известно, на каком конкретно летательном аппарате планируется полет. Однако в большинстве СМИ фигурирует наименование "моторный дельтаплан".
…Опасен ли полет на мотодельтаплане?
Дельтапланерный спорт по травматизму сравним с горнолыжным. Одно из важнейших условий безопасности полета на моторном дельтаплане – это подготовленность пилота. Мотодельтаплан (как и его предок, безмоторный дельтаплан) планирует со снижением. В обязательном порядке в программу подготовки пилотов входит посадка с выключенным двигателем. При отказе двигателя любой пилот должен уметь посадить аппарат, нашлась бы только подходящая площадка. Любительский курс обучения предполагает минимум 12 учебных часов.
Считается, что полеты на мотодельтаплане допустимы при ветре до 12 м/с. Специалисты не советуют летать летним днем низко над землей, поскольку в этот период велика термическая активность и может возникнуть турбулентность. Зимой при температурах близкой к нулю или при высокой влажности воздуха может произойти обледенение крыла, что, конечно, тоже крайне небезопасно.
Пилот моторного дельтаплана не жестко зафиксирован по отношению самой конструкции аппарата, он находится в мягкой подвесной системе. Да и в целом на его долю, как во время старта, так и посадки выпадают большие физические нагрузки. Анализ происшествий на дельтапланах показал: большинство тяжелых травм случаются при ударах головой или грудью о землю. Как говорят опытные дельтапланеристы, единственный и наиболее эффективный прием «самозащиты» - во что бы то ни стало встретить землю ногами.
Ну и, конечно, нельзя летать при прохождении грозового фронта, сильном порывистом ветре, тумане и прочих опасных метеоусловиях.
…Кто такие стерхи?
Стерх, или белый журавль, принадлежит к числу редких и исчезающих видов мировой фауны и включен в международную и российскую Красную книгу. Россия играет главную роль в сохранении и приумножении популяции стерха, так как гнездится он только на территории нашей страны.
Рождение стерха. Фотогалерея >>>
Существует две популяции белых журавлей – в Якутии и Западной Сибири, общее число которых не превышает трех тысяч птиц. Критическая ситуация складывается с западносибирскими стерхами – на территории ЯНАО, ХМАО и Тюменской области насчитывается всего лишь 20 особей.
Стерх – это уникальный журавль. Ростом стерх почти со взрослого человека – до 160 см, а размах крыльев достигает двух с половиной метров. Срок жизни белого журавля практически сопоставим с человеческим - 60-70 лет, а дата появления стерха уводит нас на 5 млн. лет назад. Для народов Крайнего Севера России стерх является священной птицей, олицетворением высших божественных сил.
Одной из основных причин исчезновения птиц является браконьерство, причем, главным образом, не в России. Например, миграционные пути западносибирской популяции стерхов в Индию проходят над Афганистаном и Пакистаном, где до сих пор сохраняется традиция охотиться на журавлей и даже употреблять их в пищу.
«Аргументы и факты» и газовая компания «ИТЕРА» вели круглосуточную он-лайн трансляцию из питомника Окского заповедника, где была установлена веб-камера для наблюдения за жизнью белых журавлей, включая брачный период, откладывание яиц, появление птенцов и обучение их полетам за дельтапланом.
Трансляция «Стерхи» >>>
… Зачем пилоту нужен костюм, имитирующий стерха?
Существует специальный метод обучения молодых птенцов стерхов технике полета на дальние дистанции с помощью мотодельтапланов. В результате подготовки выращенные в питомнике журавлята воспринимают летательный аппарат как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки, совершая остановки для отдыха в заранее выбранных подходящих местах. Впоследствии более 90% стершат после зимовки самостоятельно возвращаются на место выпуска. Очень важно, что при таком методе воспитания стерхов людям, ухаживающим за птенцами, нужно надевать костюмы, скрывающие фигуру и лицо человека и иммитирующие взрослого стерха. Именно такой костюм надевает и пилот мотодельтаплана: человек в костюме стерха садится в дельтаплан и взлетает, а молодые питомцы пытаются повторить его действия.