Российские таксисты в режиме ожидания новых автомобилей, произведенных в РФ. Законопроект регламентирующий марки и модели, используемые таксистами, рассматривается сейчас в Госдуме. Какие машины в итоге будут закупаться таксопарками и как это повлияет на цены — в материале aif.ru
Не потянут
Весь вопрос заключается в формулировках документа, многое будет зависеть от того, что именно пропишут в законе, говорит экономист Эдуард Матвеев. «Но боюсь, что суперлокализованные „Жигули“ не помогут в данном случае, потому что мы видим, что сегодня „Автовазу“, в том числе, не хватает комплектующих. Они не могут своими силами и силами российских субподрядчиков решить эти проблемы. Вспомним упрощенный вариант Lada Granta, в котором не было даже пластиковых накладок на пороги. О чем говорить дальше? Поэтому новая модель „Автоваза“ (Жигули), по сути, является перелицованным, полностью собранным китайским автомобилем».
Локализация — дело тонкое
Законопроект подготовлен по заданию главы государства: в начале июня 2023 года президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей такси и каршеринга.
Инициатива абсолютно верная, государство обязано давать приоритет машинам собственного производства, уверен доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «Безусловно, одной маркой такси не может быть ограничено, в случае принятия такого закона те компании, которые имеют производство на территории РФ, безусловно, будут иметь возможность продавать свои автомобили компаниям такси. С другой стороны, вытеснение моделей, выпускаемых в недружественных странах, будет происходить само по себе. Таксомоторные компании закупают авто огромными объемами, и они заинтересованы в качественном сервисе, гарантированных поставках запчастей, возможностях официальных поставок», — объясняет эксперт.
В те времена, когда в России было производство других автомобилей — те же Renault Logan, самые простые модели Volkswagen или Kia — не особо были и локализованы, рассказывает экономист Матвеев. «Для того, чтобы эта отрасль окупалась, машины нужны недорогие. Поэтому, так или иначе, выбор всё равно падет на российские или китайские машины. И мы уже это видим. Поэтому с принятием закона мало что поменяется. С другой стороны, законодатель, конечно, постарается, чтобы для использования в качестве такси покупались не любые китайские авто, а якобы те, которые локализованы в России», — поясняет эксперт.
Цены не вырастут
Вполне обоснованно возникает вопрос: вырастут ли цены на такси с принятием закона? Не вырастут, отвечает экономист Чирков. «В принципе в России производится достаточно количество автомобилей недорогой ценовой категории, поэтому не стоит ожидать существенного взлета цен», — говорит эксперт.
Основным фактором роста цен на такси является не локализация автомобилей, объясняет экономист Матвеев. «Мы помним инициативы законопроектов, связанные с покраской машин такси в определенный цвет. Но не это главное. Какие бы законы ни вводили, других вариантов ценообразования в сфере такси нет. На цену влияет и стоимость бензина, и дополнительные сборы и ограничения со стороны государства, и внутренние коэффициентов среди таксистов», — рассказывает экономист.
Внесенный проект устанавливает так называемый «процент локализации», то есть число автомобилей непосредственно российского производства, которые будут использоваться для такси. Иномарки предлагают оставить только для перевозок класса «бизнес» и «комфорт плюс». Кроме того, часть полномочий в установлении процента локализации будет оставлена за региональными властями, отметил первый зампред комитета ГД по транспорту Павел Федяев. Ранее aif.ru писали о том, что именно предлагают законодатели и как это отразится на отрасли.